История христиан-баптистов Пензенской области

В 1886 году среди жителей сельской местности Пензенской губернии началось духовное пробуждение. Сын бедного крестьянина деревни Малиновка Мокшанского уезда, молодой Григорий Васильевич Кузнецов, во время портновских работ в Саратовской губернии и в Мордовии познакомился с молоканскими старцами, которые хорошо были знакомы со священной книгой Библией.

Молокане - движение духовных христиан, возникшее в России во 2-й половине 18 века. Их вероучение представляло собой пеструю смесь Евангелия и вымыслов человеческих. Название «молокане» было дано отделившимся от Греко-православия в Тамбовской духовной консистории в 1785 году за то, что в пост они пили молоко. Сами молокане объясняли свое название словами из Библии: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» (1-е Петра, гл. 2, ст. 2).

От молокан семя живого Божьего Слова попало в душу молодого крестьянина. По приезде в родное село Малиновку Григорий Васильевич поделился Евангельской вестью об Иисусе Христе и Его смерти за грехи человечества на Голгофском кресте. Сначала Григорий Васильевич организовал чтение Священного Писания на русском языке, проводя беседы среди родных и близких. Вскоре в Малиновке стали устраиваться Евангельские Богослужения с чтением Слова Божьего и пением псалмов. Богослужения заканчивались Библейскими беседами, которые порой продолжались до утра. Так сильна была духовная жажда русского народа. Григорий Васильевич посетил общины евангельских христиан в г. Лиски Воронежской области и г. Балашов Саратовской области.

Эти посещения внесли в собрание верующих в Малиновке новую струю оживления и пробуждения. Малиновская община верующих христиан насчитывала 120 человек, искренне исповедующих Иисуса Христа как Спасителя. Как мы читаем в Библии, в книге Деяний Апостолов, гл. 8, ст. 1: «В те дни произошло великое гонение на церковь», и в Малиновке произошло нечто подобное. Желая воспрепятствовать распространению Евангельской истины о Христе, в Малиновку прибыли представители государственной религии, которые совместно с полицией устроили гонения на верующих христиан.

Как написано в Евангелии: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас…» (Ев. от Иоанна, гл. 15, ст. 20). «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня [Иисуса Христа] (Ев. от Иоанна, гл. 16, ст. 2-3). Но несмотря на гонения, на которые верующие могли ответить только словами распятого Христа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Ев. от Луки гл. 23, ст. 34), христианские собрания наполнялись народом, жаждущим услышать слово Евангелия, которое открывало людям путь к спасению. Вот в таком непростом положении находилась первая община в Пензенской губернии к моменту введения закона о веротерпимости в 1905 г. Закончилась эпоха Победоносцева. Константин Петрович Победоносцев (1827 - 1907) - обер-прокурор (царский контролер) Святейшего Синода, осуществлявший свою деятельность в период правления Александра III и Николая II. Неограниченная власть этого человека превосходила всякое понимание по бесчеловечности и жестокости к верующим не Греко-православного исповедания. Человеку нельзя было оставить «государственную» религию, иначе он лишался всех гражданских прав.

Брак евангельских христиан не регистрировался, дети считались незаконнорожденными, простая молитва могла обернуться двумя месяцами тюрьмы, за разговор о Библии или об Иисусе Христе человек строго карался вплоть до тюремного заключения или ссылкой в самые отдаленные места России. Любые христианские собрания, кроме посещения Греко - православной литургии, считались незаконными. Указ о веротерпимости дошел и до христиан в Малиновке, которые усердно молились Богу о даровании им свободы. И Бог услышал молитвы их. Вскоре обращение душ к Господу началось и в ближайших к Малиновке селах. Новая волна пробуждения в духе Евангелия Христа начала распространяться по многим селам и уездным городам Пензенской губернии.

В 1913 году в Пензу приехала верующая сестра Мария Петровна Шаткова, ранее проживавшая в г. Балашове, где она была близко знакома по духу Евангелия с Одинцовым Н.В. и Голяевым И.А., учредителями евангельско-баптистского союза России. В это время в Пензе жили супруги Мещеряковы, которые познакомились с М.П. Шатковой. После первой мировой войны в Пензу хлынул поток беженцев, среди которых были и верующие. Эти верующие вместе с Мещеряковыми и Шатковой составили группу, из которой выросла церковь Евангельских Христиан - Баптистов в г. Пенза. В следующем 1915 году обратился к Иисусу Христу Григорий Михайлович Бузынин, который работал бухгалтером в одном из предприятий города. Водное крещение над Григорием Михайловичем совершал, приехавший для этой цели, пресвитер Малиновской церкви брат Рыженков Григорий Андреевич. В 1919 году брат Бузынин Г.М. был единодушно избран пресвитером Пензенский общины евангельских христиан баптистов, являясь бессменным ее пастырем до 1966 года.

В 1917 году в Пензу, по окончании филологического факультета Петроградского университета, приехал молодой, энергичный, разносторонне образованный брат Адольф Адольфович Клаусниц, латыш по национальности. Брат А.А. Клаусниц приехал в Петербург в 1910 году. Учась в университете, он постоянно посещал дом Евангелия на Васильевском острове и слушал вдохновенные проповеди В.В. Фетлера, И.В. Каргеля, И.С. Проханова и других известных служителей того времени. С име¬нем А.А. Клаусница связано большое евангельское пробуждение в общинах Пензенской губернии. По приезде в Пензу он входит в пензенскую общину, которая не делилась на баптистов и евангельских христиан, а была единой. Богослужебные собрания в г. Пензе проходили в доме по ул. Московской № 37.

Поскольку Малиновка была колыбелью евангельских христиан- баптистов, 1918 году в Малиновке состоялся первый Пензенский районный съезд евангельских христиан - баптистов, на котором брат Аким Григорьевич Кузнецов был избран благовестником по Пензенской губернии. Вместе с пресвитером Г. А. Рыженковым он объехал многие группы и общины области с проповедью Евангелия. К 1921 году в Мокшанском уезде было уже несколько самостоятельных общин, в том числе Малиновская, Танеевская и Маровская. Общее количество верующих этих сел составляло более 250 человек. Так в с. Ломовка, в 20 км от Малиновки, существовала значительная по составу и своему влиянию община, пресвитером которой был брат Шумилин Егор Данилович. В 1918 году и в начале 1919 года в родные села возвращались моло¬дые люди с заработков, а также солдаты с войны. Некоторые из них либо слышали проповедь Евангелия, либо возвращались уже уверовавшими в Иисуса Христа.

В 1920-х годах в Пензенской области существо¬вало много общин и групп в г. Никольске, в с. Новиковке, в с. Казарке, в Чаадаевке, в Кряжиме, где вел евангельскую работу Морозов Игнатий Степанович. Моисеев Антон Филиппович с женой, Марией Федоровной, прибыв из г. Грозный, организовали общины и группы верующих в г. Колышлей и Колышлейском районе. Группы евангельских христиан существовали в г. Городище, с. Печуры, городах Сердобске, Башмаково, в с. Вышелей. В одном только с. Вышелей община состояла из 150 человек, в которой исполнял служение Ледяев Алексей Васильевич.

В уездном городе Кузнецке евангельское движение началось в начале 20-х годов. Примерно в 1925 году из Ленинграда в Кузнецк приехала Ольсиевская Дора Ивановна, окончившая проповеднические курсы И. В. Каргеля. Она активно включилась в труд существовавшей церкви евангелъских христиан баптистов. О величине общины можно судить по то¬му факту, что в 1925 году она имела для молитвенных нужд прекрасное двухэтажное здание (современным кузнечанам оно теперь известно, как старая гостиница). Евангелие проповедовалось также и в городском драмтеатре, клубе железнодорожников. Евангельскую работу вел Клименко Петр Евтихевич до 1982 года. В Наровчатском и Н-Ломовском районах также отмечено евангельское движение. В 1921 году из Ашхабада в деревню Виляйки, Наровчатского района, вернулся со своей семьей на родину Пчелинцев Дмитрий Сергеевич, который активно совершал дело проповеди Евангелия как в селе Виляйки, так и в близлежащих селах.

К 1924 году в Виляйской церкви, включая близлежащие села, насчитывалось около 300 членов церкви евангельских христиан. Затем, в 1930 году, основная жизнь общины переносится в с. Ляча, в 18 км от Н-Ломова. Продолжал Евангельское служение в с. Ляча Галкин Иван Семенович, который был пресвитером до 1978 года. За это время многие верующие переехали в г. Н-Ломов, где и по настоящее время проходят богослужебные собрания верующих евангельских хрис¬тиан-баптистов по ул. Набережная - 51.

В настоящее время ведет служение Болеев Александр Васильевич. В Тамале, в Беково, в М.Сердобе, в Лопатино, в Земетчино и в других уездных городах также была возможность для проповеди Евангелия. Начиная с 1915 года, который был годом образования церкви евангель¬ских христиан и баптистов в г. Пенза в которой насчитывалось более 250 членов церкви до 1927 года, осуществили свою работу восемь губернских съездов евангельских христиан и баптистов. Съезды проводились с участием Жидкова Я. И., брата из Москвы, который был представителем объеди¬ненного Союза евангельских христиан и баптистов, Светличного Н.А. и Мордовина П.Х. Эти съезды укрепили работу евангельских христиан и ба¬птистов по Пензенской губернии. Общины умножались, приобщалась интеллигенция и молодежь. Взоры многих людей были обращены на жизнь верующих людей, как на людей, несущих истину Евангелия Иисуса Христа, которое преобразовывало жизнь человека в новую, измененную жизнь.

Небывалый подъем евангельской работы баптистов и евангельских христиан после Всесоюзных съездов 1926 года встревожили атеистов. Для ра¬ботников антирелигиозной пропаганды, членов Союза воинствующих безбожников, стало очевидным, что для борьбы с верующими, с их дерзновенным свидетельством о Христе, одной пропаганды явно недостаточно. Возникла необходимость привлечь административные меры вплоть до применения репрессий... 13 апреля 1928 года «Правда» призывала: «...создать решительный перелом в этой работе, не откладывать в долгий ящик. Самая мощная секта - это баптисты…» 1 марта 1929 года первичным профсоюзным организациям был разослан циркуляр ВЦСПС №53 "Об усилении антирелигиозной пропаганды". В нем было сказано: "Восьмой съезд профсоюзов обратил особое внимание на необходимость идейной борьбы с религиозным мировоззрением, в частности с развитием баптизма, учением евангелистов и т. п., в настоящий момент церковь и различные религиозные секты служат прикрытием для антисоветской работы кулацких и капиталистических элементов в стране и международной буржуазии". Так решила партия, потому что в декабре 1929 года на конференции аграрников-марксистов И.В.Сталин объявил: «Срок последнего, решительного боя с внутренним капитализмом уже наступил…разбить кулачество в открытом бою… ликвидировать как класс…».

Воинствующие безбожники не преминули использовать это мероприятие государственного значения. Начались повальные аресты верующих на длительные сроки тюремного заключения или без права на переписку, т.е. расстрел. Испытание веры евангельско-баптистского братства в период с 1929 по 1941 годы заслуживает написания мартиролога. Этот период, по аналогии с «победоносцевским временем» царского прошлого, показал массовость суровых репрессий. Жестокость и тотальность репрессий продолжалась до времени всенародных испытаний с началом Отечественной войны и дальнейшего спада их по отношению к верующим. Храмы и молитвенные дома были либо закрыты, либо разрушены. То же переживали и верующие ЕХБ Пензенской губернии.

Ужасы Великой Отечественной войны заставили правительство СССР пере¬смотреть свою позицию в отношении верующих. В конце войны и в послевоенные годы были изданы правительственные постановления, циркуляры, разъяснения, письма, имеющие отношение к делам веры. Совет Народных Комиссаров СССР: Постановление № 572 от 19 мая 1944 г. Москва, Кремль Об организации Совета по делам религиозных культов. Совет народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Организовать при Совнаркоме СССР Совет по делам религиозных культов, возложив на него задачу осуществления связи между правительством СССР и руководителями религиозных объединений: армяно-григорианской, старообрядческой, католической, греческо-католической , лютеранской церквями, а также с представителями мусульманского, буддийского, сектантского вероисповеданий, по вопросам этих вероисповеданий, требующим разрешения Правительства СССР.

2. Председателем Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме назначить т. Зайцева Константина Артемьевича.

3. Обязать т. Зайцева К. А.в декадный срок представить на утверждение в Совнарком. СССР проект Положения о Совете по делам религиозных ку¬льтов при Совнаркоме СССР и штаты Совета..

Председатель Совета Нар. Ком. СССР И. Сталин Управделами Совета НК СССР Я. Чадаев В 1945 году община ЕХБ г. Пензы, с разрешения местных властей приобрела кирпичный дом в центре города по ул. Чехова - 34. Зал для собрания верующих вмещал до 250 человек. 7 декабря 1945 года состоялось торжественное собрание, на котором присутствовал, приехавший из Москвы, представитель ВСЕХБ Орлов М.А. На этом торжественном собрании брат Бузынин Г.М. был рукоположен на служение старшего пресвитера по Пе¬нзенской, Куйбышевской и Ульяновской областям.. К 1948 году церковь в г. Пензе насчитывала 210 человек, а по области 510. В эти годы церковь активно росла. К 1953 году было 330, а по области - 800 членов церкви. Хор в Пензенской церкви насчитывал 35 человек под управлением Сивериной Екатерины Григорьевны. Проповедниками в те годы были Калинин И.И., Ипполитов И.Ф., Антонов И.Т., Сиверин В. С., Кузнецов Т.Г., Коченюк Н.Т., Красичков A.Ф. На всю Пензенскую область была зарегистрирована только одна община ЕХБ в г. Пензе, несмотря на то, что по Пензенской области были верующие евангельские христиане-баптисты, которые имели право на регистрацию не только на законном основании, но и по исторически сложившимся свидетельствам. Однако представители Советской власти игнорировали право регистрации для верующих по местам их пребывания в Пензенской области.

Так в 1973 году председателю Церковного совета Пензенской церкви ЕХБ, Власенко А.М., уполномоченный по делам религиозных культов г. Пензы, Попов С.С., на запрос о регистрации общин ЕХБ по Пензен¬ской области сказал: " Вы классовый враг, и это вы должны понимать". Несмотря на трудности, церковь ЕХБ умножалась и проповедь Евангелия имела воздействие на людей, слышавших об Иисусе Христе, Который сказал: «Идите и научи¬те все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. И се Я с ва¬ми во все дни до скончания века. Аминь». Мф.28:19-20. 23 ноября 1963 года Пензенскую церковь ЕХБ посетил старший пресвитер Куйбышевской области и других областей Поволжья Клименко Андрей Евтихиевич, в присутствии которого решался вопрос о рукоположении на диаконское служение Суханова Михаила Федоровича, которого рукоположили 28 ноября 1964 года в помощь Бузынину Г.М., пресвитеру Пензенской цер¬кви. К этому времени Пензенская церковь имела проповедников Евангелия Ульянкина П.М., Бахарева Александра, Коларькова А.Н., Карпова А.С., Коновалова Н.Ф., Власенко A.M. Позже подключились к проповеднической деятельности: Куделькин В.П. и Кузнецов Г.Г. 4 декабря 1966 года ушел в вечность пресвитер Пензенской Церкви, бывший старший пресвитер Бузынин Г.М. В начале 1967 года на пресвитерское служение был избран диакон Пензенской церкви Суханов М.Ф., который трудился до начала 1975 года. В 1968 году Ульянкин П.М. поступил на двухгодичные заочные библейские курсы в г. Москве и в 1970 году их закончил.

20 июня 1970 года он был избран на диаконское служение в Пензенской церкви с участием старшего пресвитера Клименко А.Е. В 1972 году возник вопрос о переносе молитвенного дома с улицы Чехова - 34 на окраину города, пос. Согласие, где на ул. Касторная - 24 продавался частный дом. Цена покупаемого дома сос¬тавляла пятнадцать тысяч пятьсот рублей. Верующие жертвенно откликнулись, чтобы собрать такую сумму денег. Комиссия по купле-продаже состояла из трех человек: Суханова М.Ф., Сиверина В.С. и Власенко A.M. По разрешению местных властей купленное здание было переоборудовано под молитвенный дом. 2 сентября 1972 г., т.е. через 4 месяца после покупки, было совершено освящение молитвенного дома. В торжественном богослужении по освящению молитвенного дома принимали участие братья-служители: Клименко А.Е., Суханов М.Ф.и Сиверин B.C. На открытие молитвенного дома прибыло много гостей из Пензенской области и других городов разделить радость торжества. 23 марта 1973 г. отошел в вечность брат-служитель, Сиверин B.C., который долгое время болел сердцем.

Председателем исполнительного органа был избран Власенко A.M.в том же 1973 году. В 1975 году Пензенскую церковь посетил Кригер Виктор Андреевич, член президиума ВСЕХБ. В его присутствии пресвитер Суханов М.Ф. заявил о необходимости его замены по причине его преклонного возраста. Его просьба была удовлетворена. 23 ноября 1975 года в торжественной обстановке старшим пресвитером по Пензенской области и другим областям был избран Петр Михайлович Улья¬нкин. Рукоположение совершали Булгаков Г.Т., ст. пресвитер по Горьковской области и Ващук М.С., член церковного совета Казанской церкви ЕХБ. Служение старшего пресвитера Ульянкин П.М.осуществлял до 1997 года.

В 1974 году Коларьков А.Н.был избран председателем исполнительного органа Пензенской церкви ЕХБ и был им до 1987 года. После Коларькова А.Н. на эту должность был избран Куделькин В.П., который в 1988 году передал свои полномочия Кадацкому Д.Н. В дальнейшем, в связи с перестройкой, которая была объявлена в Советском Союзе, должность председателя исполнительного органа была упразднена. В 1988 году в Советском Союзе был объявлен юби¬лей празднования тысячелетия христианства на Руси. Пензенская церковь ЕХБ, совершавшая богослужения в преде¬лах стен молитвенного дома, в 1989 году вышла на уровень открытого проповедования Евангелия Иисуса Христа людям. И тогда, когда о баптистах говорили как о людях низкой морали, открытое проповедование Евангелия помогло освободиться многим от их заблуждения на этот счет. Люди стали обращаться к Богу и каяться в грехах своих. В 1989 году, во дворце культуры им. Дзержинского, евангельские христиане-баптисты провели открытое евангелизационное служение, посвященное празднованию тысячелетия принятия христианства на Руси, с участием хоровой группы верующих из г. Брянск.

С того времени для евангельских христиан-баптистов Пензенской области открылась возможность для осуществления служения в рамках духовно-назидательных и благотворительных программ. В 1997 году ст. пресвитер Объединения церквей ЕХБ по Пензенской области и республике Мордовия, Ульянкин П.М., сложил с себя полномочия ст. пресвитера. Верующие церквей ЕХБ Пензенской области и республики Мордовия избрали ст. пресвитером Объединения Власенко А.М. На церемонию избрания прибыл заместитель Президента Союза ЕХБ РФ Сипко Ю. К. 20 октября 2001 года Власенко А.М. был избран на второй срок в качестве ст. пресвитера Объединения в присутствии заместителя Президента по Волго-Вятскому региону Рягузова В.С. и верующих Объединения церквей ЕХБ в Пензенской области и республике Мордовия.

Сегодня церковь Евангельских Христиан Баптистов «Согласие» г. Пенза включает в себя около 200 членов. Церковь открыта для посещения любыми людьми. На любое богослужение может прийти любой человек с тем, чтобы послушать проповедь Слова Божьего и помолиться Богу.

Задача церкви – совместное исповедание и распространение христианской веры. Членство в церкви носит исключительно добровольный характер. Вероучение и жизнь церкви основывается только на Библии, в соответствии с требованиями Российского Законодательства о свободе совести. Священное Писание является единственной книгой, на которой основана жизнь и учение церкви.

Центром духовной жизни церкви являются богослужения, которые проходят каждое воскресенье в 10.00 в здании молитвенного дома. На богослужении собираются все члены церкви и гости, желающие посетить церковь.

- В центре богослужений церкви лежит проповедь, суть которой заключается в чтении Библейских текстов и объяснения их значения для людей.

- Название вероисповедания церкви: «Евангельские Христиане Баптисты» указывает на то, что в основе его лежит Евангелие, что означает «Благая весть» - проповедь о спасении души человека через личную веру в Иисуса Христа.

- Христиане – указывает на принадлежность Господу Иисусу Христу. Верующие люди – являются учениками Иисуса Христа. Они стараются следовать Его заповедям, которые изложены в Священном Писании, книге Библии.

- Баптисты – дословно означает «крещённые в воде». От греческого, библейского слова «баптидзо» которое означает: «Погружать в какую либо среду». В данном случае подразумевается водное крещение, методом погружения человека в воду.

- Церковь «Согласие» выполняет два Библейских обряда, которые напрямую заповеданы Иисусом Христом:

Это Хлебопреломление и водное крещение. Хлебопреломление – заповедано Христом, и является воспоминанием церкви об искупительном смысле страданий и смерти Христа за грешников. Во время хлебопреломления, верующие вкушают хлеб и вино.

Преломляемый хлеб – символично указывает на тело Иисуса Христа, которое было подвергнуто страданиям боли и смерти на Голгофском кресте. Когда Иисуса бичевали Римские войны, когда на голову Ему был одет колючий терновый венец, по которому ударяли, и шипы впивались в голову, когда гвоздями Его прибили к деревянному кресту.Вино – символично указывает на пролитую за нас кровь Иисуса Христа.

Водное крещение – заповедь, которую также повелел исполнять Господь, является публичным свидетельством человека о его вере в Иисуса Христа. Водное крещение указывает на совершившийся духовный факт в жизни конкретного человека: покаяние и спасительную веру в Иисуса Христа.

Задачей каждого верующего человека является прославление Господа Иисуса Христачерез послушную Богу жизнь, через стремление оставить всякий грех, и угодить Богу своей жизнью, а так же распространение Евангелия другим людям. При этом верующие стремятся проповедовать тем , кто открыт, и готов слушать Благую Весть. В стратегии церкви, нет попытки навязать свою веру людям. Хотя у нас есть искреннее желание, чтобы никто не погиб, и все люди пришли к вере во Христа, обрели спасение и жизнь вечную, но при этом важно, чтобы данный процесс имел строго добровольный характер. Навязанная вера, не приведёт к добрым результатам.

Наряду с богослужениями, церковь проводит работу с детьми. Целью этой работы является ознакомление детей с Истинами Священного Писания - Библии. А так же морально – нравственное воспитание детей в Библейском духе. Для осуществления этих целей, в церкви имеются три возрастных детских группы по изучению Библии. Это младшая группа детей, возрастом до 7 лет, средняя группа для детей, возрастом с 8 до10 лет, старшая группа для детей с 11-14 лет.

При этом церковь считает основным местом воспитания детей в первую очередь семьи, в которых они живут. Библия говорит об ответственности родителей за воспитание детей, об ответственности отцов. Церковь не занимается воспитанием детей. Церковь только содействует этому процессу. В церкви работает подростковая группа, где занимаются подростки с 14 до 16 лет.

Церковь выполняет работу с молодёжью, с молодыми людьми, которые не вступили в брак. Целью этого служения является помочь молодым людям глубже познавать Бога через Священное Писание. А так же помочь конкретному молодому человеку сформироваться как личности, способной жить самостоятельно в человеческом обществе, жить, с точки зрения Библейской высокой морали, нравственности и чистоты. Жить так, чтобы любить свою родину и быть полезным в обществе. Еще одной целью молодёжного служения является подготовка молодых людей к жизни в браке. Брак с точки зрения Библии нерасторжим. Поэтому подготовка к браку является одним из самых серьёзных и ответственных этапов жизни человека. Библейский брак является для людей большим благословением и даёт им возможность наибольшим и наилучшим образом реализовать себя в этой жизни и в обществе.

Так же в церкви работают малые группы по изучению Библии. Это группы людей до 20 человек, которые собираются один раз среди недели по домам или в здании церкви. В этих группах происходит изучение Библии и более тесное общение между верующими людьми. Здесь можно задавать все интересующие вопросы и получать на них ответы. Можно делиться друг с другом личными нуждами и переживаниями, опытом, молиться друг за друга.

Церковь осуществляет Тюремное служение. Братья служители посещают тюрьмы, где проповедуют Евангелие Иисуса Христа заключённым. В некоторых колониях есть группы по изучению Библии, где заключённые люди собираются для молитвы и чтения Писания.

Церковь осуществляет Письменное служение, ведёт переписку с желающими. Любой желающий человек, может обратиться в церковь с письменным вопросом по адресу:440000 г. Пенза А/Я 54, и получить ответ, а так же бесплатно получить в подарок Евангелие, «Новый Завет».

О всех служениях церкви вы можете более подробно узнать в соответствующих разделах нашего сайта.

Фотогалерея