Формализм - это, пожалуй, преобладающий порок человеческого ума. Его можно обнаружить в каждой душе и в каждой стране. Он победоносно правит в каждом природном разуме и постоянно пытается захватить трон в сердце каждого чада Божьего. Если бы мы искали доказательств того, что падший человек не обладает разумом,
что он согрешил из-за своей примитивной разборчивости и гордости интеллекта, что он абсолютно потерял образ Божий в познании, соответственно которому он был сотворен, то мы отметили бы это непонятное, нелогичное представление, с помощью которого более половины человечества введено в заблуждение и идет в вечную гибель, а именно, что Богу может быть угодно всего лишь телесное подчинение и служение, что Богу можно служить одними устами, в то время как сердце находится далеко. И именно против этой ошибки - преобладающей ошибки человечества, и особенно преобладающей ошибки иудейского ума - Павел направляет слова, представленные нам.
Необходимо отметить, что он не унижается до спора в этом вопросе. Он говорит со всей решимостью и властью человека, у которого нет никакого недостатка по сравнению с другими апостолами. Он закладывает первый принцип, согласно которому человек обычного интеллекта, серьезно задумываясь об этом вопросе, должен согласиться с его непосредственным утверждением, что "не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога"(Рим.2:28,29).
В дальнейшем рассуждении я очень кратко покажу вам, во-первых, что соблюдение внешних обрядов бесполезно и не может оправдать грешников; и, во-вторых, что внешнее соблюдение обрядов не может заменить освящения верующего.
1. Соблюдение внешних обрядов бесполезно и не может оправдать грешника. В предыдущих рассуждениях я попытался показать несколько ошибочных прибежищ, к которым стремится пробужденная душа, прежде чем она убеждается отдать себя праведности Бога. В каждом из этих случаев мы увидели, что тот, кто вооружает себя зажигательными стрелами, возжигая свой собственный огонь, получает от руки Божьей мучительную смерть. Прежде всего, душа обычно удовлетворяется неглубоким знанием Божественного закона и говорит: "Все это сохранил я от юности моей".
Позже, когда ей открывается духовность закона, она пытается избежать осуждения, подрывая все его основы. Если это не помогает, то она обращается к своим прошлым добродетелям, чтобы сбалансировать свои грехи. И тогда, если это также не помогает, она принимается за самореформацию, чтобы искупить глупость юности трезвостью преклонного возраста. Увы, насколько тщетны все эти затеи, изобретенные слепым сердцем, к которым побуждает злобный враг человеческих душ! Но существует еще одно убежище лжи, которое я не описал и которому алчно отдает себя пробужденный ум, чтобы обрести мир от уколов совести и скорпионов Божьего закона, - формальное благочестие.
Такой человек становится религиозным и уверен, что это спасет его. Теперь меняется весь образ его жизни. Возможно, раньше он пренебрегал внешним соблюдением религиозных обрядов, он не становился на колени у своей кровати, он никогда не собирал своих детей и слуг вместе, чтобы помолиться, он не читал Слово наедине и всей семьей, он редко посещал дом Божий вместе с теми, кто соблюдал святой день, он не ел тот хлеб, который для верующего является пищей, и не брал чашу, которая является питьем. Но теперь все его привычки стали противоположными, изменился весь образ его жизни. Он молится на коленях даже в одиночестве, регулярно читает Слово, даже воздвигает алтарь в семье для утренних и вечерних служений, его рассудительный вид всегда в избытке присутствует, когда он находится на своем привычном месте в молитвенном доме. С успокаивающим самодовольством он возвращается мыслями к своему крещению и участвует в хлебопреломлении. Его друзья и соседи наблюдают за этой переменой. Некоторые подшучивают над этим, а некоторым это доставляет радость. Но очевидно лишь одно - он изменился.
И, в то же время, нет уверенности в том, что он стал новым или оправданным человеком. Весь этот обычный порядок телесных упражнений, если человек вступает в него до того, как облекся в Божественную праведность, является иным путем для утверждения своей самоправедности, и это препятствует побуждению подчиниться, чтобы облечься в праведность Бога. Более того, понимание неверующих людей настолько извращено, что многие из них упорно придерживаются телесного поклонения Богу, в то время как сами неутомимо упорствуют в открытых или тайных грехах. Такие люди, похоже, расценивают соблюдение внешних обрядов не только как искупление прошлых грехов, но и как цену, уплаченную за разрешение грешить в будущем. Похоже, что именно такое убежище лжи с радостью определила для себя бедная Самарянка, когда благословенный Путник, присев у колодца, пробудил все беспокойство ее сердца испытующими словами: "Пойди, позови мужа твоего и приди сюда". Ее беспокойный ум искал прибежища здесь и там и нашел его Где? В соблюдении религиозных обрядов: "Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме". Она отталкивает определенные обличения в грехе вопросом о том, где она должна соблюдать обряды Беспокойство о своей душе заменяется заботой о том, в каком месте люди должны поклоняться, - на горе Сион или на горе Гаризим.
О, если бы только Иисус ответил ей на этот вопрос, если бы Он сказал, на которой из этих гор следует поклоняться Богу, то она с радостью поклонялась бы на этом благословенном месте всю свою жизнь! Если бы таким местом была гора Сион, то она оставила бы свою родную гору и отправилась бы туда, где могла бы спастись. С какой радостью она нашла бы там прибежище для своей обеспокоенной души. И с какой божественной нежностью Спаситель уничтожил это прибежище лжи, ответив: "Поверь Мне, что наступает время, когда и не на сей горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". И теперь с той же самой целью и с такой же нежностью Павел уничтожает то же самое прибежище лжи для каждой беспокойной души этими решительными словами: "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце и по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога".
Есть ли среди вас такие, кого Бог пробудил от мертвой дремоты плотского ума? Не отодвинул ли Он завесу, чтобы свет истины пролился на ваше сердце, являя истинное состояние вашей души? Не заставил ли Он ваши ноги потревожиться для того, чтобы вы могли идти со слезами и искать Господа Бога вашего? Не заставил ли Он вас изменить беспечную улыбку радости на слезы беспокойства, громкий смех веселья - на плач горького душевного страдания из-за вашей души? Повернуто ли ваше лицо в ту сторону, когда вы спрашиваете о пути к Сиону? Тогда я заклинаю вас быть внимательными и не довольствоваться этим прибежищем лжи. Помните, не тот Иудей, кто таков по наружности. Помните, что ни внешнее соблюдение обрядов, ни молитвы, ни посещения церкви или чтение Библии оправдают вас в глазах Бога. Я довольно хорошо осознаю, что когда появляется беспокойство о душе, то тогда также появляется ревность о соблюдении обрядов. Как раненый олень уходит от стада, чтобы стонать и истекать кровью в одиночестве, так и пораженная грехом душа отходит от веселых компаний, чтобы плакать, читать и молиться в одиночестве. Такой человек будет стремиться проповедовать Слово и настаивать на нем больше и больше, он не находит мира в той перемене, которая происходит в нем.
Когда жаждущий человек приходит к источнику, то его жажда не утоляется только тем, что он пришел туда. Наоборот, она усиливается с каждым шагом по мере приближения. Жажда удовлетворяется только тем, что извлекается из колодца. Точно так же вы можете прийти к миру не посредством простого телесного соблюдения обрядов, а вкушая в этих обрядах Иисуса, чья Плоть истинно есть пища, а Кровь истинно есть питье. И если в таком случае вы склонны думать, что безусловно спасены для вечности, потому что вы изменили свое отношение к внешнему соблюдению религиозных обрядов, то я умоляю вас вспомнить притчу о брачном пире. Многие были званы и приглашены на него, но лишь немногие имели брачные одежды. Многие участвуют в совершении бессильных обрядов: читают и слушают, возможно, с умеренным интересом и беспокойством обо всем, что им доступно - о Царстве Божьем. Но из огромного количества слушающих лишь немногие убеждаются в необходимости возненавидеть свои запачканные одежды и облечься в брачные одежды праведности Искупителя. И только эти немногие примут участие в пире - радости их Господа. Остальные же останутся безмолвными и будут изгнаны во тьму внешнюю, где будет плач, вопль и скрежет зубов.
Вы можете читать Библию и молиться над ней до самой смерти, вы можете ожидать проповеди Слова каждое воскресенье и участвовать в таинствах до самой смерти. Но если вы не найдете Христа в своих обрядах, если Он не откроется вашей душе в проповеди Слова, в преломлении хлеба и принятии чаши, если вы не жаждете прилепиться к Нему, смотреть на Него, верить в Него, восклицая с внутренним восхищением: "Мой Господь и мой Бог, как велика милость Его, как велика красота Его!", - тогда внешнее соблюдение обрядов бесполезно для вас. Вы пришли к источнику спасения, но ушли от него с пустым кувшином. И как бы теперь вы не гордились и не хвастались своими телесными упражнениями, но в день суда, стоя безмолвно перед Царем, вы увидите, как мало пользы они вам дали.
2. Внешнее соблюдение обрядов не может заменить освящение верующего. Чаще всего пробужденные умы ищут мира в соблюдении внешних обрядов, пытаются понять в них Христа и успокаиваются, полагая, что именно так они получат признание Бога. Довольно часто пришедшие ко Христу и насладившиеся радостью и миром в вере заменяют соблюдением внешних обрядов свое возрастание в святости. Каждый верующий хорошо знает, с какой радостью ваше ветхое сердце предпочтет слушание .проповедей, повторяющиеся молитвы той вере, которая действует любовью и побеждает мир. Причина того, почему верующий часто склоняется к этому, заключается в его любви к обрядам. Неверующие души редко находят удовольствие в соблюдении постановлений Христа. Они не видят красоты в Иисусе, для них у Христа нет ни вида, ни привлекательности, они прячут от Него свое лицо.
Чему же тогда удивляться, что им не нравится молиться Ему постоянно, каждый день прославлять Его, называя благословенным? Чему же тогда удивляться, что для них проповедь креста - безумие, что Его скинии непривлекательны для их глаз, что они оставляют собрание свое? Они никогда не знали Спасителя. Они никогда не любили Его. Почему же тогда они должны любить постановления, которые Он оставил после Себя? Когда вы рыдаете возле высеченного памятника усопшему другу, то вы не удивляетесь тому, что безразличная толпа без слез проходит мимо. Они не знают добродетелей вашего ушедшего друга, им чуждо благоухание его памяти. Точно так же им безразличен дом молитвы, вода окропления, преломление хлеба и вино, потому что они никогда не знали совершенств Христа. Но совсем наоборот происходит с верующими. Божественным образом вы были наставлены в том, насколько Иисус необходим вам, и поэтому вы наслаждаетесь, слушая проповедь о Христе. Вы увидели красоту Христа распятого, и поэтому вы любите то место, где Он был выставлен на показ. Вы любите само имя Иисуса, оно как помазание, излитое для вас, и поэтому вы можете присоединиться к вечной мелодии Его прославления.
Воскресный день, о котором вы раньше говорили: "Какая скука! Когда уже все закончится, что бы мы могли садить кукурузу?", теперь является самым почитаемым и любимым - самым приятным днем недели. Обряды, которые раньше были скучной и отвратительной рутиной, теперь стали злачными пажитями и тихими водами для вашей души. И это действительно является благословенной переменой. Но вы все еще находитесь в теле, и небеса еще не завоеваны вами. Сатана всегда в ожидании находится рядом. И так как он не может разрушить работу Бога в вашей душе, то он пытается сделать все, что в его силах, чтобы испортить ее. Он не может задержать поток, поэтому он пытается повернуть его в сторону. Он не может повернуть вспять стрелу Бога, поэтому он старается отклонить ее, чтобы сила ее была напрасной. Если он видит, что вы любите таинства и что напрасно искушать вас оставить их, он позволяет вам любить их. Да, он позволяет вам любить их больше и больше. Он становится ангелом света: он помогает в украшении дома Божьего, он разбрасывает кругом служения чарующей красоты и торопит вас от одного дома Божьего к другому, от молитвенного служения к проповеди Слова, от проповеди к таинствам.
Для чего он делает это? Он поступает так для того, чтобы это стало результатом вашего освящения, чтобы внешние обряды в итоге стали вашей религией, чтобы в своем беспокойстве о сохранности скорлупы вы упустили сердцевину. Если здесь есть хоть один, в чьем сердце Бог произвел удивительную перемену, и вы теперь не питаете отвращения, а любите Его таинства, то я заклинаю вас быть бдительными относительно вашего сердца со всей благочестивой ревностью. Остановитесь сейчас и посмотрите, не оставили ли вы в спешке и беспокойной погоне за обрядами стремление к той святости, без которой обряды - медь звенящая и кимвал звучащий. У меня есть для вас послание от Бога. Вот оно: "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога".
Не тот христианин, кто таков внешне, а крещение - не просто внешнее омовение тела, но тот христианин, кто таков внутренне, и истинное крещение - это крещение сердца, когда оно омывается от всей нечистоты плотской и духовной. Ему и похвала не от людей, а от Бога. Я умоляю вас, помните, что обряды являются средством для достижения цели. Они являются теми камешками, по которым вы сможете добраться к месту покоя. Может быть, ваша душа остановилась, говоря, что этого достаточно? Может быть, вы настолько удовлетворены возможностью наслаждаться обрядами, что не желаете более высоких приобретений? Помните, что написано: "Это не есть место покоя".
Разве не сказали бы вы, что глуп тот путешественник, который воспринимает каждую гостиницу, находящуюся на его пути, как свой дом, который обустраивается в ней, и вместо подготовки к трудному завтрашнему переходу успокаивается и развлекается, словно этот дом его? Будьте внимательны, чтобы не быть похожими на этого неразумного путника. Бог постановил обряды, чтобы они были всего лишь гостиницами и трапезными, где путник, следующий к Сиону, утомленный добрыми делами и ослабший в вере, мог бы переждать ночь и, подкрепившись хлебом и вином, с новым рвением, как на крыльях орла, отправиться дальше в свое путешествие к дому. Поэтому придерживайтесь жизненного принципа, содержащегося в этих благословенных словах: "Не тот Иудей, кто таков по наружности".
Если ваша внешняя религия помогает возрастать вашей внутренней религии, если проповедь об Иисусе в воскресный день делает вас более подобным Христу на протяжении всей недели, если слова благодати и радости, наполняющие вас в доме Божьем, побуждают ваше сердце любить еще больше, а вашу руку делать еще больше, тогда, и только тогда вы правильно используете Божьи обряды. Нет более несчастной и обманутой души в мире, чем та, которая, подобно Ироду, живет во грехе. Вы любите воскресный день. Вы любите дом Божий. Вы любите слушать проповеди о Христе во всей Его безграничности и полноте. Вы думаете, что о Христе могли бы слушать вечно. Вы любите участвовать в таинствах и вспоминать смерть вашего Господа. Неужели это все, в чем заключается ваша святость? Неужели ваша религия на этом заканчивается? Неужели это все, что сделала для вас вера в Иисуса? Я заклинаю вас, помните, что обряды являются не средством для получения удовольствия, а средством благодати. Хотя Библия говорит, что путники, проходя долиною плача, копали колодцы, наполняющиеся дождем с небес, тем не менее, там же говорится, что они "приходят от силы в силу".
Поэтому пробудитесь, друзья мои! Пусть о нас больше не говорят, что наша религия ограничивается домом Божьим и воскресеньем. Давайте с радостью черпать из этих колодцев, чтобы мы могли проходить через пустыню с радостью и силой, с любовью и надеждой, благословенные и являющиеся благословением для других! Что мы скажем тем, кто искажает применение и цель обрядов в своей жизни, чья религия не движется дальше соблюдения обрядов? Неужели вы можете наслаждаться миром, суетой, алчностью, гордостью, распутством? Неужели возможно, чтобы те же самые уста, которые с готовностью поют хвалу Богу и присоединяются к молитве, так же готовы произносить лживые, злобные, завистливые и обидные слова? Я заклинаю вас, проснитесь! Нам известны уловки сатаны. Для вас он притворился ангелом света. Помните написанное: "Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы посещать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира".
"Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога"!
Отрывок из книги: "Источники спасения" Автор: Р. М. Макчин