Сколько времени прошло с вашего последнего конфликта? Многие из нас умели считать часы, а может, и минуты. Мы как люди из наждачной бумаги в мире наждачной бумаги. Трение - это часть нашей жизни. Нуждающийся ребенок прерывает ваши утренние молитвы. Сотрудник несправедливо обвиняет вас в провале проекта. Церковный критик хочет поговорить с вами о вчерашней проповеди.
Ваш супруг строит планы, не сверяясь с календарем. В жизни и служении есть бесчисленное множество сценариев, когда вспыхивает конфликт. Хотя Елифаз не во многом был прав, он был прав в отношении человека, когда сказал: "человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх"(Иов.5:7). Это высказывание заслуживает доверия: при взаимодействии двух грешников велика вероятность искр. Чтобы разрешить конфликт таким образом, чтобы прославить Бога и способствовать примирению с другими, мы должны сначала понять суть проблемы.
Источник всего: библейский взгляд на сердце.
Конфликт - это не результат личных различий, недопонимания или неблагоприятных обстоятельств. Они могут сыграть роль в эскалации или осложнении конфликта, но не являются его источником. Истинный источник конфликта тот же, что и источник всего в жизни - сердце. В Священном Писании Бог открыл природу человечества. Это более значимая реальность, чем думает большинство людей. Следствием этого является то, что природа человечества - то, кем мы являемся на самом деле, - не может быть раскрыта с помощью светской антропологии, философии, медицины или психологии. Другими словами, человечество не может открыть свою природу естественными средствами.
Бог дал нам истину в Писании, которую нельзя узнать никакими другими способами.
Что открыл Бог? Вся жизнь - мысли, желания, намерения, слова, действия - исходит из сердца (Притчи 4:23). У сердца есть намерения и цели (Быт. 6: 5; Евр. 4:12). Сердце строит планы (Прит. 20: 5), приносит благодарение (Пс. 111: 1), говорит (Луки 6:46), ненавидит (Лев. 19:17), прощает (Матф. 18:35) любит Бога и других (Мф. 22: 34–40). Вся жизнь - грех или праведность - исходит из сердца (Притчи 15:28; Марка 7:20–23). В этом контексте сердце не является органом, перекачивающим кровь. Сердце - это нематериальная часть мужчины или женщины, синонимичная их духу или душе (Притч. 2:10; 17:22). Это внутренний человек (Рим. 7:22; 2 Кор. 4:16), который либо обновляется Духом, либо развращается грехом (Еф. 4:22-23). Сердце - это самая глубокая часть человека, самый центр управления жизнью. Человек есть не больше и не меньше, чем природа его сердца (Притч 23:7).
Вот почему Бог заботится в первую очередь о сердце (Иер. 17: 9–10), и вот почему новое сердце является важнейшим компонентом Нового Завета (Иез. 36:26). Когда Бог ищет поклонников, Он ищет тех, кто поклоняется от всего сердца, потому что только сердце проявляет истинную преданность (Ис. 29:13; Иоанна 4:23).
Основное занятие сердца.
Сердце как центр управления жизнью занято множеством вещей. Но есть одно занятие, которое по замыслу превосходит все остальные - сердце поклоняется. Поклонение - это то, что происходит, когда мы приписываем человеку или объекту способность управлять миром, удовлетворять потребности, обеспечивать защиту, приносить счастье и удовлетворять желания.
Вот почему мир полон богов и идолов, выполняющих определенные функции - богов плодородия, войны, любви, погоды и т.д. Люди поклоняются и служат конкретному богу, который, как они искренне верят, может удовлетворить их потребности. Неудивительно, что первая и вторая заповеди находятся вверху списка (Исх. 20: 1–6).
Мы не должны иметь других богов, кроме Господа, нашего Бога, и мы не должны смотреть на любую сотворенную вещь как на представителя Бога. Мы не должны поклоняться или служить чему-либо, кроме Бога, потому что нет другого бога, подобного нашему Богу, который мог бы сделать то, что может сделать только Бог.
Действительно, все другие боги-ничто и ничего не могут сделать (Втор. 4:28; Пс. 115:4-8). Как Тот, кто исследует сердца людей, Господь знает, когда наше поклонение истинно или ложно, от сердца или просто на устах (Ис. 29:13). Независимо от того, что мы исповедуем, мы поклоняемся ложным богам, когда наше сердце отворачивается от Господа (Второзаконие 11:16).
Те, кто служат ложным богам и поклоняются им, отказываются слушать истину, потому что они привержены своему сердцу (Иер. 13:10). Идолы создаются в сердце задолго до того, как рука вырезает дерево. (Иез. 14: 4)
Современная западная культура мало чем отличается от Афинской, где Павла провоцировали многочисленные идолы (Деяния 17). То, что мир и, к сожалению, многие христиане называют чувственными потребностями, на самом деле является желаниями сердца. Есть много законных потребностей и желаний - пища, кров, защита, отдых и удовольствие, которые в их надлежащем контексте и мере могут быть удовлетворены с помощью средств почитания Бога. Но будь то законные или незаконные желания, беспорядочные или неизмеримые, ведут к идолопоклонству.
Противоречивые желания.
По эту сторону Эдема, естественная склонность человеческого сердца - искать исполнения своих желаний любыми необходимыми средствами. Сегодняшняя мировая экономика зависит от идолов не меньше, чем Эфес (Деяния 19: 24–26). На смену храмовым женщинам прошлого пришел бесконечный поток технологий, занятий, отношений и образа жизни. Они соблазняют вас думать, что ваша жизнь будет в геометрической прогрессии улучшена за счет частичных изменений вашего имущества или обстоятельств.
Как все это связано с конфликтом?
Иаков пишет: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? 2 Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете..» (Иак.4:1,2). Ответ на простой и прямой вопрос Иакова - что вызывает конфликт? - столь же прост и прямолинеен: у нас конфликт, потому что наши желания противоречат желаниям Бога и других.
Когда водитель тормозит перед вами, вы сердитесь, потому что хотели быть впереди. Когда ваш супруг приходит поздно к обеду, вы волнуетесь, потому что уже хотели есть. Когда ваш ребенок капризничает в продуктовом магазине, вы раздражаетесь, потому что просто хотели короткую, простую поездку в магазин, чтобы у вас было время вздремнуть. Каждый конфликт, который вы имеете внутри себя и с другими, возникает из конфликта желаний. Желаний, которые могут быть даже изначально хорошими, но которые неупорядочены или неизмеримы. Эти желания властвуют над вами, проявляясь в том, как они управляют вашими мыслями, словами и действиями. Они действительно стали,пусть даже временно — идолами сердца.
Три способа оценить свои желания.
Как вы узнаете, что ваши желания беспорядочны или неизмеримы? Существует несколько способов оценки желаний, но вот три простых вопроса:
- Хочу ли я чего-то, что явно нарушает Божью волю?
Писание содержит истины и принципы, которые позволяют нам определить, повелел ли Бог, запретил или позволил то, чего мы желаем. Если наши желания вступают в противоречие с желаниями Бога, они нарушаются.
- Готов ли я грешить, чтобы достичь своих желаний?
Мы можем хотеть добра, но грешить в своем стремлении к нему. Если мы это делаем, наше желание становится неизмеримым. Мы хотим этого слишком сильно — даже больше, чем почитать Господа.
- Грешу ли я, когда не достигаю своих желаний?
Это, пожалуй, самое распространенное проявление беспорядочных и неизмеримых желаний у христиан. Во многих ситуациях наши желания хороши, и мы не грешим, чтобы получить их, но мы грешим, когда не можем их получить.
Мы хотим, чтобы наши дети слушались, но они не слушаются, поэтому мы злимся. Мы хотим, чтобы наши супруги любили нас определенным образом, но они этого не делают, поэтому мы заставляем их чувствовать наше неудовольствие. Мы хотим, чтобы наша церковь следовала нашему руководству, но они этого не делают, поэтому мы ожесточаемся по отношению к ним. Мы желаем своему супругу определенную карьеру или возможность получить образование, но Божье провидение не осуществило этого, поэтому мы ожесточаемся по отношению к Господу.
Когда мы хотим того, чего не хочет Бог, или грешим, чтобы получить то, чего хотим, или грешим, когда не можем получить то, чего хотим, мы проявляем, что наше сердце поощряет эти желания, чтобы управлять нами. Мы поставили своего бога выше Господа. Единственное средство.
Доктор Эрни Бейкер часто говорит: «Если ложное поклонение является проблемой, истинное поклонение - это решение». Если истинный источник наших конфликтов друг с другом - это беспорядочные и неизмеримые желания внутри нас стали грехом, тогда мы не соблюдаем первую и величайшую заповедь любить Бога всем своим сердцем, душой, разумом и силой (Марка 12:30 ).
Некоторые конфликты могут представлять собой кратковременную ошибку в суждении. Другие могут раскрыть давние и глубоко укоренившиеся желания, захватившие сердце.
Как бы то ни было, когда вы исследуете свое сердце и рассматриваете желания, действующие в вашем конфликте, отправной точкой в стремлении к примирению является исповедание Господу своих беспорядочных или неизмеримых желаний, поиск Его прощения и постановка ваших желаний на их законное место - в подчинение, под господство и заботу Христа. Примирение с человеком, находящимся на другом конце конфликта, будет иметь временные выгоды, но душа не успокоится, пока мы не заключим мир с Богом, исповедуя и каясь в своих греховных желаниях и принимая Его желания для нашей ситуации и жизни.
Более того, удивительно, как часто постановка наших желаний на их место и принятие желаний Христа для нашей ситуации расчищает путь к примирению с другими. Вывод - конфликт неизбежен. И до тех пор, пока наши желания не будут полностью согласованы с желаниями Христа во славе, мы не сможем избежать трения, которое часто случается, когда два грешника соприкасаются плечом к плечу.
Но если вы обнаружите, что вовлечены в частые и интенсивные конфликты, возможно, пришло время исследовать свое сердце, прося Господа раскрыть ваши скрытые недостатки и желания (Пс. 139:23-24). Это только начало—мы еще не начали обсуждать, какие шаги нужно предпринять с другим человеком.
Соглашаться на поверхностный мир и прекращение военных действий заманчиво. Но цель верующего - прославить Бога, приняв образ Христа. Это может произойти только тогда, когда мы имеем дело прежде всего с сердцем.
Автор: Габриэль Пауэлл - помощник пастора. Получил степень магистра богословия в богословской семинарии Мастерс в 2011 году.
Источник: The Master's Seminary