Мы не хотим оставаться духовными детьми, постоянно застрявшими в младенчестве. Мы не хотим быть слабыми, уязвимыми и незрелыми. Мы также не хотим оставаться в неведении относительно Божьей истины, потому что мы хотим полностью прославить Его за все, что Он сделал. Мы хотим ценить Его во всей Его полноте, зная и любя Его
полностью. Если это цель, то как нам ее достичь? Как мы реагируем на Слово таким образом, чтобы способствовать этому прогрессу? Я вижу три решающих шага в библейском образце освящения.
Первое - познание.
В Иоанна 17:17 содержится молитва нашего Господа: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина». Если мы хотим, чтобы Библия способствовала нашему духовному росту, мы должны понимать, что говорит Божье Слово и что означает. Освящение начинается с духовного обновления ума, то есть изменения того, как мы думаем. Нам нужен «разум Христов» (1 Кор. 2:16). В освящении нет премии за невежество или наивность. Дисциплина постоянно ставить истину во главу угла, имеет решающее значение.
Если нам не хватает духовной зрелости, мы должны читать всё, что можно, что верно и точно объясняет нам Слово Божье. Нам необходимо изучать Библию и запоминать её. Мы должны читать комментарии библеистов, слушать проповеди верных толкователей и читать биографии благочестивых святых, чьи жизни демонстрируют тот вид зрелости, который мы хотим видеть в нашей собственной жизни. Нужно погружать свой разум в Священное Писание, подпитывая освящающую работу Святого Духа.
Это кажется очевидным первым шагом, но его не делают многие верующие. Они не могут понять, почему они продолжают поддаваться одним и тем же искушениям и почему их любовь к Господу остыла, а интерес к Его церкви снизился. Они не понимают, что отсутствие библейского знания тормозит духовное мышление и замедляет духовный рост.
Не путайте детскую веру с детским мышлением. Законничество [1] не приведет нас к святости и духовной зрелости. Мистицизм и сакраментализм [2] тоже не приведут к этому. Прагматизм, скорее всего, поведёт нас в неправильном направлении и будет побуждать искать быстрые решения и мирскую мудрость вместо того, чтобы обосновывать нас на истине Слова Божьего. Единственное действие, которое катализирует продолжающийся процесс освящения, - это принятие истины Писания. Познание, знание и понимание истины - это первый шаг в стремлении к духовному росту через Слово Божье.
После познания приходит убеждение.
По мере того, как мы узнаем истину Писания, мы должны начать превращать знания в убеждения. Наша жизнь контролируется нашими убеждениями. По мере того, как истина Слова Божьего начинает занимать наш разум и формировать наши мысли, она порождает принципы, которые мы не желаем нарушать. В этом и заключается освящение - внутреннее принуждение к послушанию.
Апостол Павел много пострадал за время своего служения - тюремное заключение, жестокие избиения, кораблекрушения и постоянный поток необоснованных обвинений со стороны лжеучителей.
Во 2 Коринфянам 4 он описывает трудности своей жизни: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем»(ст. 8–9). В стихе 11 он продолжает: «Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса». Каждый день он понимал, что любой из нескольких заговоров против него может осуществиться. В любой момент он мог умереть. Его постоянно выгоняли из синагог и сажали в тюрьму. Он жил в бесконечном круговороте противостояния и угнетения.
Что заставляло его продолжать работу, несмотря на все трудности, с которыми он сталкивался? В стихе 13 он цитирует Псалмы, говоря: «я веровал и потому говорил». Это убеждение. Павел с таким же успехом мог бы сказать: «Что еще вы хотите, чтобы я сделал? Для меня нет альтернативы. Это мое убеждение из Слова Божьего».
Это убеждение сформировало жизнь и служение Павла. Ранее во 2 Коринфянам он свидетельствовал: «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас»(1:12). Павел был верен мудрости Божьей, и его совесть не обвиняла его, несмотря на обвинения в его адрес. В Деяниях 23:1 он говорит: «мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня», а в Деяниях 24:16: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми». Твердые убеждения Павла, основанные на Священном Писании, помогли ему жить праведной жизнью, и ему нечего было стыдиться.
Джон Буньян, великий пуританский проповедник и автор книги «Путешествие пилигрима», провел в тюрьме двенадцать лет, но не тюремные решетки удерживали его там. Он мог бы выйти на свободу, если бы просто пообещал прекратить проповедовать. Столкнувшись с этим выбором, Буньян написал:
«Если ничего не получится, если я не сделаю из своей совести постоянную бойню и если не выколю себе глаза и не поручу слепым вести меня, я решил, - страдать. Всё же Всемогущий Бог - моя помощь и щит. И если хрупкая жизнь будет продолжаться так долго, что даже мох вырастет на моих бровях, - не нарушать таким образом мою веру и принципы».
Это убеждение. Когда мы читаем Библию, мы изучаем Слово Божье, чтобы развить убеждения, которые будут управлять нашей жизнью и удерживать нашу совесть в плену, активизируя их, когда мы начинаем нарушать Божий праведный стандарт. Библейская истина укрепляет познание в уме и развивает сдержанность в совести.
Третья особенность - привязанность.
Любовь к Божьей истине - постоянная тема в Священном Писании, особенно в Псалмах. Псалом 118 представляет собой исчерпывающее повествование о любви псалмопевца к истине и его восторге от закона. В псалме 18, Давид говорит, что Слово Божье «вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота»(ст. 11). Или посмотрите Псалом 1, в котором описывается великое благословение для того, кто: «в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (ст. 2). Открывая себя Слову, мы начинаем понимать, о чем оно говорит. Это начинает формировать наши убеждения, а затем становится нашей искренней привязанностью.
Насколько сильной должна быть эта привязанность? Петр сказал об этом так: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петра 2:2). Духовный рост приходит тогда, когда мы знаем Слово, когда оно формирует наши убеждения и когда мы учимся стремиться к тому, что может обеспечить только оно.
Псалом 41:2 говорит: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!». Псалмопевец не относится к Слову, как некоторые люди, - читающие Библию ради любопытства или как историческую книгу. Он не говорит о чтении Библии для интеллектуального стимулирования или о сборе аргументов, чтобы выиграть спор. Это изучение Священного Писания с энтузиазмом и усердием, стремление извлечь из Слова всю пищу для души, в которой мы так отчаянно нуждаемся.
Слово Божье - наша духовная поддержка. Пусть у нас будет такая же жажда по нему, как у младенца по молоку, потому что этим мы сообразовываемся с образом Христа, Который освятил Себя для нас. Слово открывает нам Христа, и Слово преображает нас в Его подобие. Нам напоминают о том, что наш Спаситель трижды повторил в горнице - что Он пошлет нам Святого Духа. Мы знаем, что освящение - это Божественная работа через Слово, Духом истины.
Итак, мы должны умолять Духа, чтобы Он через истину формировал нас по образу Христа, переходя от одного уровня славы к другому. Как объясняет апостол Павел: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).
- Законничество: строгое следование закону Моисея или какому-либо другому кодексу действий с целью заработать спасение, и расположение Божье; когда исполнение человеческих правил стоит наравне со Словом Божьим
- Сакраментализм: теологическое убеждение, согласно которому Божественная благодать передается через религиозные обряды, называемые таинствами
Автор: Джон МакАртур
Источник: Ligonier Ministries