Было время, когда я не знал спасён я или погиб. Изо дня в день я задавал себе только один вопрос: "Спасён я, или погиб? Если погиб, Господи, дай мне знать, чтобы я мог спастись, но если спасён, помоги мне радоваться в Твоем спасении".
Видите ли, в то время я связался с группой, которая судила о спасении по чувствам и переживаниям, а не по вере. Вечер за вечером я выходил наперед в их палатке, где они, собравшись вокруг меня, молились о том, чтобы Господь спас меня. Каждый вечер я со страхом ложился в постель, боясь, что проснусь осужденным. Я вопил день и ночь: "Куда направляюсь я: в небо или в ад?" Мне было тогда только шестнадцать лет.
Однажды я пошел в пресвитерианскую церковь и молился, чтобы проповедник говорил о спасительной вере и тем помог мне разрешить мою проблему. В тот вечер он действительно говорил о вере. Я слушал с напряженным вниманием, но после собрания ушел в темноту ночи с сотнями других слушателей все еще не уверенный в том, что я спасен. Почему же? Разве проповедник не возвещал истину? Он проповедовал Евангелие и снова и снова восклицал: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься" Что же случилось? Позвольте мне сказать вам, что ни разу за все время его проповеди он не сказал нам, что имеется ввиду под словом "верить", а именно в этом было мое затруднение. Я знал, что я должен верить, и я всегда верил.
Мне порой кажется, что в моей жизни не было времени, когда бы я не верил в Бога. С самого раннего детства я верил, и всё же не знал, спасён я или погиб, христианин я или нет. В районе, где я вырос, не было атеистов, агностиков или скептиков. Я никогда не слышал о неверующих. Все "верили". Одни были пьяницами, другие ругались и всё проклинали, многие лгали и крали. Они не исповедали себя христианами, но они верили. Я знал много людей, которые не сомневались в подлинности Слова Божьего. Но качество их веры, не подтверждалось жизнью.
Не миллионы ли людей находятся в подобном состоянии? Они встречались мне всюду, где бы я ни бывал. Во многих странах мира живут буквально миллионы людей, которые "верят", но не имеют спасения! Если миллионы, считающих себя верующими во Христа – не христиане, что же значит верить?
Подобно трем перекладинам лестницы, спасительную веру я условно изобразил в виде трёх ступеней. Первые две не спасают, спасает только третья. Однако вы не можете встать на третью, пропустив первые две. Первая ступень определяется простым словом "слушай". Как говорит Апостол Павел: "Как веровать в Того, о Ком не слышали..." (Рим.10:14). Прежде чем поверить в спасение, с ним нужно познакомиться. Вот почему мы посылаем миссионеров по всему миру. Вот почему служение Слова, через проповедь и личное благовестие, так важно. Неверующие должны услышать Евангелие, прежде, чем они смогут уверовать.
Я думаю, что на этом нет смысла долго останавливаться, потому что вы надеюсь, неоднократно слышали весть о Божьем спасении. Следовательно, вы уже сделали первый шаг. Вы уже слышали.
Вторую ступень я называю простым словом "веруй". Что же значит это слово?
Во-первых, верить – это значит "умственно согласиться с истиной". Если вы согласились умом принять истину, вы поверили. Вы ступили на вторую ступень, но вы еще не спасены.
Одно из значений древнееврейского слова "верить", употребляемого в Ветхом Завете - "доверять". В Новом Завете, мы вновь встречаемся с этим словом, на этот раз на греческом языке. Вы можете верить сколько хотите во всё, что говорится о Христе и всё же оставаться неспасенными. Вы можете верить во всё то, во что верю я в Библии, и погибнуть навеки. И демоны, как говорит Библия, веруют и трепещут (Иак.2:19). Они были одни из первых, признавших Христа Сыном Божьим, но они не могли подчиниться Ему. Они ни на миг не сомневались в Его божественности, но у них чисто умственная вера. Она не меняет их жизни, погибель их определена и потому они трепещут.
Как-то я познакомился с верующими одной деноминации и узнал, что, принимая новых людей в церковь, они задают им только один вопрос, состоящий из двух частей: "Вы верите, что Бог любит вас, и Христос – Его Сын – умер за вас?" Если люди могли ответить на этот вопрос утвердительно, их принимали. Но кто не верит в любовь Бога? Все верующие в Библию, веруют в любовь Бога. Кто не верит, что Христос умер за человечество? Библия говорит, что Он это сделал, и если вы верите в Библию, вы верите и в то, что Христос умер за вас. Это не делает вас христианином. Это не меняет вашей жизни. Это всё - действие вашего ума. Тысячи верующих в любовь Бога и в то, что Христос умер за грехи мира, на самом деле не христиане.
Вторая ступень никого не спасает, но именно на ней останавливается множество людей. Они ступают на вторую ступень, но не на третью и потому они не спасены.
Какие вопросы задаются обычно тем, кто желает вступить в церковь? "Вы верите в непорочное зачатие, смерть, воскресение и второе пришествие Христа? Вы верите, что Христос умер за ваши грехи?" Это вопросы доктринальные. Правильный ответ на них может дать даже неверующий человек.
Какие вопросы задаю я вам: "Вы рождены свыше? Вы спасены? Вы приняли Иисуса Христа, как своего Спасителя?" Это пробные вопросы и если вы можете ответить на них утвердительно, меня не беспокоят другие вопросы.
Третья ступень, единственная, которая спасает, может быть определена словом "доверие". Когда тюремный страж спросил Апостолов Павла и Силу: "Что мне делать, чтобы спастись?" Они ответили ему: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься..." Слово "веруй" означает не просто умом принять какую-то информацию. Не просто согласиться с какими то фактами, но полностью "доверять" или "уповать" на Бога. И это то последнее, что нужно сделать: возложить все свое упование на Господа Иисуса Христа. Упование не имеет ничего общего с умом, но оно связано с волей и требует решения.
Множество людей веруют умом, но не уповают сердцем. В Ветхом Завете путь спасения выражен так: "...уповайте на Господа" (Пс.4:6). В Новом Завете говорится "веруй в Господа", то есть, "Возложи упование твое на Господа и спасешься". Какое же значение слова "уповать"?
Прежде всего, слово "упование" или "доверие" исключает всякое собственное усилие. Вас учили когда-нибудь держаться на воде? Вы помните, как вам говорили, что вода может удержать ваш вес, и вам нужно только довериться воде. Ложитесь на спину и держитесь на поверхности воды. Вы помните, как вы легли на спину, и – пошли на дно? И снова вы стояли возле инструктора, который говорил: "Вы напрягали мускулы? Зачем вы задержали дыхание? Неужели вы не можете довериться воде? Она ведь носит целые флотилии кораблей, неужели она не удержит вас?" И снова вы пытались держаться на воде, но малейшее напряжение мускулов, малейшая задержка дыхания – и вы шли на дно.
Мне бы хотелось, чтобы кто-нибудь поплыл сегодня на волнах Божьего спасения. Отбросьте всякие старания и усилия. Не пытайтесь помогать себе делами или религией. Плывите! Упование исключает усилия. До тех пор, пока вы прилагаете усилия, вы не уповаете.
Во-вторых, упование имеет ввиду отдачу. Вторая ступень не спасет, но третья абсолютно необходима. Вы должны уповать на Христа. Если вы готовы это сделать, вы станете принадлежать Ему навсегда, и Он будет ответственным за вас.
Вот борющийся пловец тонет. Борясь отчаянно, он уходит под воду, а спасатель даже не пытается его спасти. Он уходит под воду во второй раз, и все еще ужасно борется, но человек не делает никаких попыток помочь. Руки пловца падают в бессилии и слабым голосом он кричит: "Помогите!". В мгновение ока спасатель бросается в воду и без труда спасает тонущего. Почему он не сделал этого раньше? Потому что тонущий думал, что может спасти сам себя и в момент спасения, он мог навредить обоим. Спасателю пришлось ждать, пока тонущий откажется от своих усилий. Как только тот был готов довериться своему спасателю, он был спасен.
Когда вы, мой друг, пожелаете отдаться вашему Спасителю, воскресшему живому Христу, вы тоже будете спасены. То, что вы веруете в Него умом, не спасет вас. Вы должны не только веровать умом, но вполне уповать на Него всем своим сердцем. Еще раз повторю слова Ветхого Завета: "Возложи все твое упование на Господа Христа и спасешься".
Упование требует действия. Позвольте мне продемонстрировать, что я имею в виду. Июнь 1858 года. Прекрасное утро. Могучий Ниагарский водопад грохочет по камням, разбивал о них свои воды. Над водопадом от одного берега до другого протянут канат длиной в тысячу сто футов. Специальные поезда из Торонто и Буффало привезли толпы людей. Чарльз Блондин, лучший в мире ходок по канату, будет переходить это расстояние. Балансируя в руках тяжелым шестом, он ставит ногу на канат, и шум толпы замирает до тех пор, пока он не поставит ногу на другом конце каната, и тогда возгласы и аплодисменты заглушают шум могучего водопада. Обратившись к толпе перед собой, он предлагает перейти еще раз над водопадом с человеком на плечах. Кто согласен? Люди начинают переглядываться.
– "Вы верите, что я могу перенести вас по канату через водопад?" – спрашивает канатоходец, обращаясь к одному молодому человеку.
– "Конечно, верю!" – отвечает тот.
– "Позвольте мне перенести вас?"
– "Вы думаете, что я так просто буду рисковать своей жизнью?" – ответил человек и отошел в сторону.
– "Ну, а ты? – спросил канатоходец своего хозяина Генри Конкорда. – Ты думаешь, что я смогу перенести тебя?"
– "Я уверен в этом. У меня нет ни малейшего сомнения", – ответил Конкорд.
– "Ты доверяешь мне?"
– "Абсолютно!".
Толпа, затаив дыхание, следит за ним. Шест весом в 20 килограмм балансируется в руках канатоходца, канат натянут под его ногами и гнется под тяжестью двух тел. Шаг за шагом, медленно, но верно, без запинки они продвигаются вперед. Какая уверенность! Вот дошли до центра. Они теперь прямо над бурлящей, шумящей внизу водой. Торчащие из воды камни зловеще выглядывают из-под пены и, кажется, висят в воздухе. Вдруг остановка. Какой-то злоумышленник подрезал веревку, поддерживающую канат и канат начал отчаянно раскачиваться. Блондин посоветовал Конкорду слезть с него, став вплотную сзади, и держаться рукой за его плечи, что тот и сделал.
"Генри, – сказал Блондин, – ты больше не Конкорд, а Блондин. Будь частью меня. Если я буду раскачиваться, ты раскачивайся со мной, но не пытайся сохранить баланс, иначе мы оба погибнем".
Конкорд снова взобрался на плечи Блондина и по ужасно раскачивающемуся канату Блондин не идет, а бежит вперед. Как сохраняет он свое равновесие, никто не знает, но он достигает другой стороны. Делается последний шаг, и они вместе стоят на площадке перед одичавшей от волнения толпой. Напряжение прошло, и нервы успокоились.
Дорогие друзья! Между временной земной жизнью и вечностью протянут канат спасения. Этот канат никогда не был порван, и только Иисус Христос может переходить по нему. Вы можете знать о Нем и, как тот первый человек, верить, что Он может вас перенести, но до тех пор, пока вы не сделаете последний шаг и доверитесь Ему, вы не попадете на другую сторону. Вы можете верить лишь разумом, но нужно еще и довериться Господу Христу.
Скажите, а вы доверились Ему? Или вы только верите головой и никогда не сделали последнего, самого важного шага? Хотите ли вы определенным проявлением вашей воли возложить всё ваше упование на Иисуса Христа? Если вы это сделаете, вы будете спасены. Хотите сделать это? Сделайте это теперь.