Вопрос о том, как правильным и лучшим образом жить христианину в городе, весьма актуален. С одной стороны, мы хотим иметь свободу, чтобы быть гибкими в нашем выборе ответа на все вызовы и возможности мегаполиса. С другой стороны, мы хотим быть уверенными, что делаем самый правильный и самый лучший выбор. Только Евангелие позволяет нам жить в большом городе среди светского общества и иметь как полную уверенность, так и невероятную гибкость в своём выборе и решениях.
Но каким именно образом церкви следует вести себя в светском окружении? Какую стратегию следует избрать верующим перед лицом мирского сообщества в городе, куда привёл их Господь?
Привычные ответы
Привычные ответы обычно лежат в двух плоскостях:
— «Надо держаться подальше от всего мирского и греховного» Всё-таки апостол Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоанна 2:15), поэтому многие верующие просто дистанцируются и закрываются от окружающего общества, ожидая, когда Господь заберёт их домой, в небеса. В сущности, такие церковные сообщества превращаются в религиозные гетто. Они точно находятся в городе, но они не живут жизнью окружающих их людей, они едва заметны. Они просто существуют в данной географической местности, но присутствие Евангелия через них не заметно. Они неизвестны и их не узнают. Со временем в таких сообществах начинает утверждаться сектантский дух и мышление, нередко оправдываемые такими словами Христа: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Луки 12:32).
— «Надо тихо жить, не высовываться, вера — это личное дело» У такого мышления много последователей и апологетов. Среди них могут быть как абсолютно неверующие люди, так порой и активнейшие миссионеры. Хотя каждая группа приходит к такой философии своей дорогой, суть у них одна: верующие сливаются со своим окружением и становятся практически незаметными, со временем всё больше обособляя свою религиозную жизнь от остальной её части.
Других вариантов нет?
Значит ли это, что у народа Божьего есть выбор только между двумя вариантами жизни в городе — изоляция или ассимиляция, гетто или слияние? Давайте поразмышляем.
Секуляризм или религия
Секуляризм (мировоззрение, в котором основные аспекты человеческого бытия не соотносятся с религиозной верой) не даёт вам уверенности, но зато предлагает бесконечную гибкость. Религия же даёт вам уверенность, но не даёт гибкости. Секуляризм даёт вам гибкость без уверенности. Религия же даёт вам уверенность без гибкости.
Религиозный человек говорит: «У меня есть истина — вот почему я спасён, а ты нет. Я знаю истину и поступаю по ней, поэтому я уверен, что у меня с Богом всё в порядке». Обычно религиозные люди имеют осуждающее восприятие своего окружения в городе. Они порицают людей, которые отличаются от них. Они не могут быть гибкими. «Есть только один способ угодить Богу, единственно правильный способ добиться Божьего принятия, и я делаю это. Вот почему я знаю, что попаду на небеса».
Светские люди, хотя и обладают бесконечной гибкостью, но не имеют уверенности. Когда главами государств становились люди атеистических или агностических взглядов, то под их руководством общество быстро скатывалось к безнравственности. Мы можем вспомнить и Великую Французскую революцию, и Великую Октябрьскую в Петрограде. Увидев же, насколько разрушительна для общества аморальность, они начинали искать в обществе основу для морали. Но, удалив Бога из системы координат, крайне сложно найти точку опоры для нравственности. Как говорил Достоевский, «если Бога нет, то всё позволено».
Светская этика
Я недавно прочитал книгу по светской этике, рекомендованную для наших школ. В ней предлагается изучить много различных ценностей и добродетелей. Таким образом предпринимается попытка научить школьников быть честными, заботливыми, сострадательными и справедливыми. Но огромная проблема состоит в том, что, когда вы учите детей этике и нравственности, не рассказывая им ничего о Боге или вере, дети начинают задавать важные вопросы: «Почему я должен быть честным? Почему я не должен лгать? Почему я должен жертвовать ради других?»
Учитель должен дать ответ на все эти «почему», но если Бога нет, то нет и причины. Мало кто желает думать о глобальных вопросах, когда ему самому плохо и больно или когда нет никакой личной выгоды. Современные психологи говорят, что нравственное поведение позволит вам чувствовать себя хорошо, укрепит чувство собственного достоинства и поможет завоевать новых друзей. На это наш гипотетический ученик возразит, что ему это не помогает. Более того, его сосед совершает плохие поступки, но жизнь соседа от этого не становится хуже.
Тут мы сталкиваемся с ещё большей проблемой. Так называемая «светская этика» при её изучении превращается в «индивидуальную этику», то есть полностью теряет смысл как учение, отличающееся от вседозволенности. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим собственным методом». Так и в учебном пособии для учащихся «Основы светской этики» содержится учение, вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека.
По сути, это идеология атеистического экзистенциализма. Как отмечает известный британский философ Фредерик Коплстон, «Человек является единственным источником ценностей, и индивиду остаётся творить или выбирать собственную шкалу ценностей, его собственный идеал. Однако это «остаётся» не несёт с собой счастья».
Получается, что секуляризм не даёт вам никакой уверенности вообще. В секуляризме нет уверенности. Религия же даёт нам уверенность, но не даёт гибкость.
Различные мировоззрения в церкви
Поясню на примере церкви, где также есть два разных мировоззрения.
Одни люди просто бегают из церкви в церковь, но они не вовлечены глубоко в жизнь какой-либо одной поместной общины. Реальность состоит в том, что вы никогда не сможете понять, как вести христианскую жизнь в городе, если вы приходите только на богослужения и не погружаетесь в жизнь конкретной церковной общины. Царство Божие уже пришло и оно реально, оно в церкви. Есть невероятные вещи, которые могут произойти с вами только в церковной общине. Ваша жизнь может измениться только через проповедь Божьего Слова, койнонию и духовные дары людей в церкви.
Другие люди, которые имеют противоположное отношение к поместной церкви, говорят: «Я в истинной церкви. Я в правильной церкви. Я в единственно верной церкви. Все остальные церкви плохие. Все остальные церкви не правы. Или они просто не такие хорошие, как моя». Что «не так» с этим взглядом? Люди, которые думают: «У меня есть лучшая церковь; моя церковь права, а все остальные неправы», забыли, что Царство пришло, но ещё не наступило. Они забыли, что ещё ни одна церковь не достигла финала. Нет единственной лучшей деноминации. Нет никого, у кого всё правильно на 100%. Любой, кто говорит: «У нас есть безошибочное совершенное библейские учение», просто отказывается признавать, что Царство ещё не наступило. Такие люди находятся в законнической религии, они не смогут созидательно выживать в городе.
Вы никогда не выживете в этом городе, если глубоко не вовлечены в поместную церковь. Но вам, однако, следует признать, что и другие христиане, и другие церкви — также Божьи. Тогда вы сможете преодолеть не только индивидуализм и самость, но и сектантскую узость. Другими словами, быть преданным только своей поместной церкви или отказывать в посвящении какой-либо другой общине означает, что вы забываете, что Царство уже пришло, но ещё не наступило. Это означает, что у вас не будет баланса уверенности и гибкости, который вам может дать только Евангелие.
Евангелие
Евангелие утверждает, что я ужасный грешник, но Бог возлюбил меня и спас меня по Своей благодати. Я уже совершенен во Христе. Хотя я всё ещё согрешаю, я знаю, что принят Богом не за свои заслуги, не за свою безупречную жизнь, но по причине святой жизни и совершенной смерти Христа за меня. Я стал Божьим дитём и вошёл в Его Царство. Его Царство уже здесь — я спасён и принят, но оно ещё не наступило — Иисус пока не вернулся на землю во Второй раз, чтобы вечно видимым образом править всей Вселенной.
Это даёт мне и уверенность, и гибкость одновременно. Уверенность звучит так: «Существует истина. Я могу трудиться ради истины. Есть ради чего умирать. Есть то, чего следует придерживаться». Но это также даёт мне потрясающую гибкость. Царство ещё не наступило, значит, есть некая неопределённость, есть ещё какое-то незнание с нашей стороны. Евангелие Царствия учит нас, что Царство уже пришло, но ещё не наступило.
Вывод
Религиозные люди склонны осуждать. Светские люди, как правило, также склонны осуждать. Евангелие же говорит, что вы спасены. Есть истина, значит, есть определённость. Есть некоторые вещи, на которых я могу настаивать. Но вы также грешник. Вы спасены исключительно по благодати. Люди, которые выступают против вас, могут быть даже лучшими людьми, чем вы. Вы стали христианином не потому, что вы лучше их.
Причина, по которой вы получили спасение от Бога, заключается не в том, что вы лучше. Это — исключительно благодать Божия. Евангелие даёт вам такие силы для толерантности в этом городе, каких нет ни у светских, ни у религиозных людей. Это даёт вам силы для построения уникального сообщества в этом городе, которое не могут построить ни светские, ни религиозные люди, независимо от того, идут ли они путём ассимиляции или отделения.
Если вы хотите жить жизнью ради процветания города и одновременно жизнью ради Бога и полной верности Ему, если вы хотите любить Бога и любить людей, то Вам следует сознавать, что Царство уже пришло, но ещё не наступило. Евангелие уже спасло нас и продолжает далее преображать нас!
Автор: Евгений Бахмутский
Источник: Служение "Экклезия"