Иисус молился, чтобы все Его последователи были едины (Ин. 17:20, 21). Павел призывал христиан к тому, чтобы они “соединены были в одном духе и в одних мыслях” (1 Кор. 1:10). “Вражда, ссоры”, “гнев, распри, разногласия” и “ереси” - все это включено в один список с теми делами плоти, которые препятствуют христианам наследовать царство Божье (Гал. 5:19-21).
Сатана рад поссорить верующих по разным вопросам, особенно общественным или социальным. Внести разногласия по несущественным деталям жизни церкви, но которые могут стать причиной тяжелых последствий. Враг также старается отвлечь наше внимание от принципиальных вопросов — проповеди Евангелия и расширения Царства Божьего.
Один из важнейших уроков, которому учит нас Господь - никто не получит той церкви, которую хочет. Возможно, вы не носите в кармане лист требований и пожеланий, когда приходите в церковь, но у нас всех есть подобный список в голове. Возможно, вам нужна определенная музыка, определенный стиль в поклонении. Возможно, вы хотите, чтобы проповедник мог погрузить вас в океан богословия через два стиха в послании к Римлянам. Возможно, вы желаете харизматичных лидеров-экстравертов, которые могут легко найти общий язык с кем угодно и всегда знают, что сказать.
Что бы ни находилось в вашем списке, я могу гарантировать: он отличается от Божьего. В основном я имею в виду, что у вас есть мнения и предпочтения, выходящие за пределы явленной в Писании Божьей воли.
Один проповедник, которого я очень уважаю, сказал: «У меня нет мнений, я просто верю Библии». Мне нравится этот дух, но на практике так жить невозможно. Что бы вы предпочли съесть — котлету или говядину по-бургундски? Что бы вы предпочли спеть — «О, благодать» или «Славь душа, Господа»? У вас точно есть предпочтение, но вам будет сложно объяснить его конкретной главой и стихом из Библии.
Давайте посмотрим на наши списки под другим углом: в Писании Бог явил Свою волю для церкви, но ни одна церковь в совершенстве не исполняет этой воли. Это еще одна причина, почему наш список не всегда будет соответствовать Божьему. Ни одна церковь не является столь зрелой и святой, как к тому призывает Божье Слово. Каждая церковь — это незавершенная еще работа. Поэтому иногда даже хорошее желание быть частью зрелой, процветающей церкви, может привести вас к нетерпеливости и раздражительности по отношению к проявлениям незрелости в вашей собственной общине.
Бог показал, какими церкви должны быть и что они должны делать. Например, церкви должны быть руководимы несколькими благочестивыми мужчинами, которые должны пасти стадо и проповедовать Слово (1 Тим. 3:1-7; 2 Тим. 4:1-5). Что делать, если вы находитесь в церкви, где нет множественности пресвитеров? Ответы столь же бесконечны, как и переменные в любой реальной ситуации. Но один из вполне возможных вариантов – это облачиться в часть того терпения, которое Бог явил к Своему несовершенному народу. Если Бог может быть таким терпеливым и милостивым по отношению к незрелости и неспособности Его народа следовать Его повелениям, то и мы должны делать то же самое.
Если у вас есть возможности для влияния, то используйте свое влияние смиренно и мудро. Но что бы вы ни делали, не позволяйте вашему доброму желанию помочь вашей церкви подчиниться Писанию, омрачаться разочарованием или горечью. Никто — абсолютно никто — не получает ту церковь, которой желает. У нас всех есть мнения, предпочтения, а иногда и убеждения, которым не будет полностью соответствовать ни одно настоящее собрание Божьих людей. Мы все должны ставить интересы других выше собственных и приносить в жертву наши пожелания ради блага всего тела. В некотором роде в этом заключается весь смысл жизни в церкви.
Бог сделал нас членами тела, чтобы мы учились заботиться о теле (1Кор. 12:12-27). Бог сделал нас соработниками в Евангелии, чтобы мы отображали Евангелие, ставя других выше себя (Фил. 2:3-4). Христос отложил свои права, чтобы послужить нам, и это то, что мы делаем каждый раз, когда жертвуем собственными предпочтениями ради блага тела. Почитание интересов других людей выше собственных может стоить вам немалого. В нашей культуре, изобилующей потребительством, и в наших городах с их буфетом различных церковных опций, последнее, что мы обычно хотим делать — это жертвовать нашими предпочтениями. Но это именно то, что призывает нас делать Евангелие.
Представьте, что ваша церковь поет песню, которая вам не очень нравится. В ней верные и хорошие слова, но мелодия и тон заставляют вас сморщиться. Вместо того, чтобы молча ее терпеть, начните петь громко и проникновенно! Скорее всего, эта песня очень нравится другим членам вашей церкви, и они получают от нее большое ободрение. Так вдохновляйте же этих братьев и сестер, кем бы они ни были, через этот конкретный гимн или духовную песню (Кол. 3:16-17).
Поступаться своими предпочтениями ради служения всему телу должно войти нам в привычку. Направляйте свое сердце, ум, язык и ноги и бегите дорогой Евангелия – жертвуйте своим ради блага других. Бог, возможно, не даст вам церковь, которую вы хотите, но Он более чем способен дать вам церковь, в которой вы нуждаетесь. Так что посмотрите вокруг. Может быть, Он вам ее уже дал.
Вот несколько рекомендаций от известного пастора Евгения Бахмутского:
Не судить других своей совестью
Писание многократно в разных своих книгах утверждает этот принцип. Например, послание к Филиппийцам 3 глава: 13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. 15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. 16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. 23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, — грех. — Рим. 14:22-23
Необходимо сознавать, что искренние христиане, любящие Господа и желающие Ему угождать, могут прийти к разным выводам по второстепенным вопросам. И следует довериться Господу, чтобы Он помог им в чем-то лучше разобраться, а не работать «Духом Святым», пытаясь осудить или изменить мнение того или иного человека.
Не подозревать других в лицемерии или компромиссе
Не стоит быстро осуждать человека. Даже если Вам все кажется таким очевидным и понятным. Восприятие той или иной проблемы человеком может иметь разные причины и мотивацию. И не обязательно греховные, как Вам может показаться.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. 6 Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога. 7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 А живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни. — Рим. 14:4-8
Остерегаться ханжества и фарисейства
К великому сожалению, все мы этому подвержены. Иисус говорит такое важное предупреждение в отношении фарисеев: 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие! — Матф. 23:23
Как часто такое все еще наблюдается и в наше время: лицеприятие, двойные стандарты, поверхностное или поспешное суждение, зависть, непоследовательность и т.д. Например, вы можете услышать строгое, радикально-принципиальное отношение к копирайту (©— специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами), но совершенно легковесное соблюдение правил дорожного движения (ПДД) и парковки. Или принципиальное отношение к каким-то доктринальным вопросам, но целенаправленное уклонение от налогов. И этот список можно продолжить.
Помню, как однажды на одной Всероссийской конференции ко мне подошел один молодой брат и сказал, что здесь очень много светского гуманизма. На что я спросил у него — как много нелицензионных программ стоит на его смартфоне? Он смутился. Тогда я ему посоветовал сначала справиться с этой мелкой проблемой, чтобы стать способным судить о более глобальных вопросах.
Или на другой конференции один человек подошел и посетовал, что современная молодежь одевается не так уж и благочестиво, как раньше. И в этом была своя справедливость. Но его тон был полон осуждения и высокомерия. Тогда я спросил у него — как часто он дает взятки преподавателям за свои экзамены и зачеты. Он ответил, что так поступают все. И он даже не увидел сразу свою проблему.
Как же это прямо напоминает известные слова Господа Христа из Нагорной Проповеди: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего. — Матф. 7:5
Не создавать себе врагов из оппонентов
Писание учит нас любить врагов, а уж тем более братьев. Разномыслие — это не повод для конфронтации, а особой любви и заботы. Чтобы показать, что мы едины духовно, и нас объединяет Господь, а не просто одинаковые мнения или предпочтения. Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью — Рим.12:10
Известного президента Авраама Линкольна нередко ругали за то, что он не казнил ни одного из своих противников. На что он ответил — «Разве я не убиваю своих врагов, когда делаю их своими друзьями?»
Апостол Павел говорит своему ученику, Тимофею, такие слова: Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым — 2 Тим. 2:24
Не жить разногласиями, но возрастать в зрелости, дабы хранить единство Тела Христова
Разномыслия будут. Это естественный процесс для несовершенных людей. Это естественный процесс для растущих в Боге людей. Нам всем следует расти в любви, зрелости, познании и взаимном служении. Продолжайте возрастать в Боге. И будьте готовы изменить свое мнение по каким-то вопросам. Это нормально и естественно для всех, искренно поклоняющихся и ищущих лица Божьего. Не нормально, когда мы боремся за свою правду, а не ищем Царства Божия и правды его.
Источник: Евангельское христианство