«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего,
чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1-2). Основная идея Послания к Римлянам 12:1-2 заключается в том, что вся жизнь человека должна стать «разумным служением». Стих 1: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». В Божьих очах цель жизни любого человека заключается в том, чтобы Христос стал для него такой же ценностью, какой Он есть на самом деле.
Служение - значит с помощью разума, сердца и тела выразить, какую ценность имеет Бог и все то, чем Он является для нас в Иисусе Христе. Существует особый образ жизни – проявление любви, которым это достигается. Можно выполнять свою работу так, что в ней будет видна истинная ценность Бога. Если у вас это не получается, значит вам следует поменять работу или же это может означать, что 2 стих не в полной мере исполняется в вашей жизни.
Во 2 стихе Павел поясняет, как вся наша жизнь может стать служением. Мы должны преобразоваться. Мы должны преобразоваться. Преображаться должно не только наше внешнее поведение, но также все чувства и помыслы – наш разум. Стих 2: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего».
Стань самим собой
Уверовавшие в Иисуса Христа уже являются искупленными Его кровью новыми творениями во Христе. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Но теперь мы должны стать тем, кем мы являемся. «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны» (1 Кор. 5:7).
«И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Вы уже стали новым творением во Христе и теперь вы обновляетесь день за днем. Именно об этом мы говорили на прошлой неделе.
Обратите внимание на вторую часть 2 стиха, а именно, на цель обновленного ума: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, [с целью] чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Сегодня мы сосредоточим внимание на определении, что есть «воля Божья» и как мы можем познать ее.
Две воли Бога
В Библии приводятся два ясных, но очень отличающихся друг от друга определения «воли Божьей». Нам необходимо их знать для того, чтобы мы могли определить, какое из них употребляется в Послании к Римлянам 12:2. По сути, знание отличия между двумя определениями «воли Божьей» является ключом для понимания одного из наибольших и сложных вопросов во всей Библии, а именно, осознание того, что Бог является Владыкой над всем, но, в то же время, осуждает многое. Это означает, что Бог осуждает кое-что из того, чему Он Сам предопределил совершиться. То есть, Он запрещает исполнение некоторых вещей, которые Сам совершает, а также повелевает исполнение некоторых вещей, от которых Сам воздерживается. Говоря еще более парадоксально, Бог, с одной стороны, желает исполнения некоторых событий, но с другой - не желает их исполнения.
1. Божья воля как установление или Его суверенная воля
Давайте рассмотрим отрывки Писания, которые раскрывают это понятие. Прежде всего, мы рассмотрим стихи, которые описывают «волю Божью» как Его суверенное управление всеми происходящими событиями. Наиболее ясно это видно в словах Иисуса о воле Божьей, которые были сказаны в Гефсиманском саду во время молитвы. Он сказал: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). К чему относится воля Божья в этом стихе? Она относится к суверенному замыслу Бога, который должен осуществиться в ближайшее время. Вспомним, как сказано об этом в Деяниях 4:27-28: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». Воля Божья была на то, чтобы Иисус умер. Это был Божий замысел, Его неизменное установление. Иисус склонился и сказал: «Вот что Я прошу, но Ты сделай то, что будет лучше всего». Именно в этом заключается суверенная воля Божья.
Нельзя упустить здесь ключевой момент, который включает грехи человека. Ирод, Пилат, воины, лидеры израильского народа – они все согрешили, исполняя волю Божью, согласно которой Его Сын должен был быть распят (Ис. 53:10). Необходимо ясно понимать, что Бог желает исполнения того, что Сам ненавидит.
Вот пример из 1 Послания Петра 3:17: «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Другими словами, Божья воля может состоять в том, чтобы христиане страдали за добрые дела. Петр говорит о гонениях. Но гонения на христиан, которые не заслуживают их, являются грехом. Таким образом, иногда Бог желает, чтобы происходили события, которые включают в себя грех. «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела».
Павел приводит ясное утверждение этой истины в Послании к Ефесянам 1:11: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей». Воля Божья является Божьим суверенным управлением всеми происходящими событиями. В Библии есть также много других отрывков, которые учат тому, что Божий промысел во вселенной распространяется даже на мельчайшие события в природе и на решения людей. Ни одна малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного (Мф. 10:29). «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16:33). «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Притч. 16:1). «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч. 21:1).
Первое определение воли Божьей – это Божье суверенное управление всем происходящим. Мы называем ее Божьей «суверенной волей» или Его «волей как установление». Ее невозможно нарушить. Она всегда осуществится. «По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:35).
2. Божья воля как повеление
Другое определение «Божьей воли» в Библии можно назвать «воля как повеление». Эта воля заключается в том, что именно Бог повелевает нам делать. Этой Божьей воле мы можем противиться и не исполнять ее. Волю как установление мы исполняем независимо от того, верим ли мы в нее или нет. Волей как повелением мы можем пренебречь. Например, Иисус сказал: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Согласно словам Иисуса, не все исполняют волю Его Отца. «Не всякий войдет в Царство Небесное». Почему? Потому что не все исполняют волю Божью.
Павел пишет в 1 Послании к Фессалоникийцам 4:3: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда». В этом стихе приводится конкретный пример того, что Бог повелевает нам – иметь святость, освящение, чистоту взаимоотношений. Это Его воля как повеление. Но, к сожалению, многие не послушны ей.
Затем Павел говорит в 1 Фессалоникийцам 5:18: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». Снова приводится конкретный аспект Божьей повелевающей воли – благодарите во всех обстоятельствах жизни. Но многие не исполняют эту волю Божью.
Еще один пример: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин 2:17). Не все пребывают вовек, только некоторые. Почему? Потому что некоторые исполняют волю Божью, а другие нет. В этом смысле Божья воля не всегда осуществляется.
Итак, основываясь на этих, а также на многих других отрывках Библии, можно сказать, что существует два определения Божьей воли. Оба определения истинны и оба важны для понимания и веры. С одной стороны, Божью волю можно определить как волю-установление (или суверенную волю), а с другой - как волю-повеление. Его воля, как установление, всегда осуществится, независимо от того, верим мы в нее или нет. Его воля, как повеление, может быть нарушена и нарушается каждый день.
Ценность этих истин
Прежде чем применить эти истины к Римлянам 12:2, позвольте мне сказать о том, насколько драгоценными являются эти истины. Они обе чрезвычайно необходимы нам, особенно в то время, когда мы переживаем глубокую боль или тяжелую утрату. С одной стороны, нам необходима уверенность в том, что Бог всем управляет и, следовательно, Он силен обратить всю боль и потерю во благо мне, а также во благо всех любящих Его. С другой стороны, необходимо знать, что Бог сопереживает нам и не радуется греху или боли, которую мы испытываем. Эти две необходимости соответствуют Божьей воле, как установлению, и Его воле, как повелению.
Например, зная, что с вами в детстве жестоко обращались, кто-нибудь может спросить вас: «Как ты думаешь, на это была Божья воля?» Теперь вы можете взглянуть на это Божьими очами, и дать ответ, который не будет противоречить Библии. Вы можете сказать: «Нет, на это не было Божьей воли, потому что Он повелевает людям не быть жестокими, но любить друг друга. Жестокость нарушила Его повеление и поэтому исполнила Его сердце гневом и скорбью (Мк. 3:5). Но с другой стороны, да, на это была Божья воля (Его суверенная воля), потому что сотней различных способов Он мог бы остановить жестокость. Но, по неизвестным мне причинам, Он так не сделал».
И в соответствии с этими двумя волями Божьими, в этой ситуации вам необходимо : первое – Бог, достаточно сильный и суверенный, чтобы обратить зло в добро; и второе – Бог, Который сопереживает вам. С одной стороны, Христос является суверенным Царем царей и ничто не происходит вне Его воли (Мф. 28:18). С другой стороны, Христос является милостивым Первосвященником, Который сострадает нам в наших немощах и горе (Евр. 4:15). Святой Дух побеждает нас и наши грехи по Своей воле (Ин. 1:13; Рим. 9:15-16), и также по Своей воле позволяет нам угашать, оскорблять и гневить Его (Еф. 4:30; 1 Фес. 5:19). Его суверенная воля непобедима, а Его воля, как повеление, может быть, как это ни печально, нарушена. Нам необходимы эти две истины, оба понимания Божьей воли, не только для того, чтобы понимать Библию, но чтобы крепко держаться Бога во время страданий.
О какой воле говорится в Послании к Римлянам 12:2?
Итак, какая воля подразумевается в Послании Римлянам 12:2: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Несомненно, апостол Павел говорит о Божьей воле, как повелении. Я утверждаю это по двум причинам.
Во-первых, Бог не намеревался открыть нам многое из Своей суверенной воли раньше времени. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). Если вы хотите узнать подробности Божьей воли, как установления, о будущем - вам не понадобится обновленный разум, вам будет необходим только магический кристалл. Это не является преобразованием или послушанием, это называется гаданием или предсказанием.
Вторая причина, моей уверенности, что воля Божья, о которой говорится в Римлянам 12:2, есть воля, как повеление, а не воля, как установление, заключается во фразе: «чтобы вам познавать, что есть воля Божья». Она подразумевает наше одобрение воли Божьей с последующим послушным ее исполнением. Но мы не должны ни одобрять грех, ни впадать в исполнять него, несмотря на то, что он является частью Божьей суверенной воли. Слова Павла из Послания к Римлянам 12:2 почти точно перефразированы в Послании к Евреям 5:14, где сказано: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Смотрите еще одно перефразирование в Флп. 1:9-11). В этом заключается основная идея данного стиха: не выведывание скрытой воли Божьей на то, что Он планирует совершить, а распознание открытой в Писании воли Божьей на то, что Он должен совершить.
Три стадии познания и исполнения открытой воли Божьей
Существует три стадии познания и исполнения открытой воли Божьей, т.е. Его воли, как повеления. Они все требуют обновленного ума, который, при содействии Святого Духа, имеет способность к различению.
Первая стадия
Во-первых, Божья воля, как повеление, с окончательным и несомненным авторитетом открыта только в Библии. И нам необходим обновленный разум, чтобы понять и принять то, что Бог повелевает в Писании. Не имея обновленного ума, мы будем искажать Писание, чтобы избежать исполнения основополагающих повелений, призывающих к самоотвержению, любви, чистоте и обретению высшего наслаждения во Христе одном. Авторитетная Божья воля, как повеление, находится только в Библии. Павел пишет, что Писание вдохновлено Богом и помогает христианину стать «совершенным, …ко всякому доброму делу приготовленным» (2 Тим. 3:16). Не к некоторым добрым делам, но «ко всякому доброму делу». Какие же силы, время и посвящение должны иметь христиане, размышляя над написанным Словом Божьим.
Вторая стадия
Вторая стадия Божьей воли, как повеления, заключается в применении библейской истины в ситуациях, детально рассмотренных или не рассмотренных в Библии. Библия не говорит вам, за кого выходить замуж или какую машину водить, какой дом иметь, куда ездить отдыхать, каким мобильным телефоном пользоваться или апельсиновый сок какого производителя нам следует пить равно как и о тысяче других решений, которые вы должны принимать.
Важно то, что мы имеем обновленный разум, т.е. настолько сформированный и управляемый волей Божьей, открытой в Библии, что это дает нам способность видеть и оценивать все существенные факторы разумом Христа, и понимать, к чему нас призывает Бог. Это очень отличается от постоянных попыток услышать голос Божий, повелевающий сделать то или иное. Люди, пытающиеся руководствоваться в жизни голосами, не поступают по Слову, записанному в Послании к Римлянам 12:2.
Существует огромнейшая разница с одной стороны между молитвой и усилиями, направленными на приобретение обновленного ума, который знает, как применять Божье Слово, и привычкой просить у Бога послать новое откровение того, что делать, с другой стороны. Гадание не требует преобразования. Цель Бога – дать новый разум, новый образ мышления и суждения, а не просто новую информацию. Его целью является наше преобразование, освящение и освобождение посредством истины, записанной в Его открытом Слове (Ин. 8:32; 17:17). Таким образом, второй стадией Божьей воли, как повеления, является разумное применение Писания к различным ситуациям жизни посредством обновленного ума.
Третья стадия
В заключение, третья стадия Божьей воли, как повеления, это жизнь большинства людей, в которой нет сознательного предварительного обдумывания поступков. Осмелюсь заявить, что более 95% своих поступков вы не продумываете заранее. То есть, большинство ваших мыслей, отношений и действий - спонтанны. Они просто являются проявлением того, что у вас внутри. Иисус сказал: «От избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:34-36).
Почему я называю это частью Божьей воли, как повеления? По одной причине. Потому что Бог повелевает: не гневайся, не желай чужого, не гордись, не беспокойся, не завидуй. И ни один из этих поступков не продумывается заранее. Гнев, гордость, желание чужого, беспокойство, зависть – это все исходит из сердца без сознательного осмысливания или намерения. И из-за них мы оказываемся виновны. Они нарушают заповедь Божью.
Таким образом, для многих верующих не вполне очевидна одна великая задача жизни христианина – преобразовываться обновлением ума. Вам нужны новые сердца и новый разум. Сделайте дерево хорошим, и плод его будет хорошим (Мф. 12:33). Это очень сложная задача. Но именно к этому призывает вас Бог. Вы не сможете справиться с ней самостоятельно. Вам нужен Христос, Который умер за ваши грехи. Кроме того, вам нужен Святой Дух, чтобы привести вас к истине, возвеличивающей Христа, и сотворить в вас смирение, принимающее истину
Посвятите себя этой цели. Углубитесь в написанное Слово Божье, пропитайте им свой разум. И молитесь о том, чтобы Дух Христа настолько обновил вас, чтобы вы стали источником всего благого, угодного и совершенного – воли Божьей.
Джон Пайпер