В 2005 году на пасторской конференции в Лос-Анжелесе нашу делегацию пригласил на ужин бывший пастор небольшой церкви. Он просил нас молиться Господу за предстоящее ему судебное разбирательство. Его злоключения начались с того,
что его скандальная жена, забрав с собой трех приемных дочек-вьетнамок, уехала от него в другой город. Он уговаривал ее вернуться, указывая, что развод противоречит учению Библии. «Ты меня смеешь еще учить? — возмутилась жена — за это ты дорого заплатишь!» Она подала на него в суд, ложно обвинив в домогательствах по отношению к приемным дочерям.
В Америке это считается тяжелым преступлением, и показаниям женщин суды почему-то верят больше, чем показаниям мужчин. Присутствующие на встрече братья искренне молились, чтобы Бог дал служителю силы пережить это горе и чтобы справедливость восторжествовала. Когда через день они справились о нем, оказалось, что суд приговорил беднягу к пожизненному заключению. Этого позора он перенести не смог и решил уйти из жизни, приняв горсть таблеток… Было чудом, что врачи вернули его к жизни. Пастор впоследствии раскаялся во временной слабости и малодушии и теперь ведет в тюрьме группу по изучению Библии. Он успокоился, но живет ли спокойно его бывшая супруга, имея на совести столь тяжкое преступление, не известно… Если задать себе вопрос, почему пастор, хорошо знающий отношение Писания к самоубийству, решил наложить на себя руки, становится ясно, какую огромную власть над человеком имеет общественное мнение. Бывшая жена и суд растоптали добрую репутацию брата, лишили драгоценной свободы и любимых детей, и потому жизнь для него потеряла смысл.
Увы! Мы всем существом желаем быть принятыми и одобряемыми людьми. Это потребность циркулирует в нашей крови. И нужно быть бдительным, чтобы не позволить ей перерасти в зависимость. Иисус Христос провозгласил: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лук.6:26) Понять причину горестного провозглашения не трудно: если вы желаете нравиться миру, вам, скорее всего, не удастся понравиться Богу. Ведь ценности мира не только не совпадают с ценностями Бога, они абсолютно неприемлемы для Него: «..что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук.16:15). Тут не подходит поговорка: «на вкус и цвет товарищей нет». Здесь верно иное: «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак.4:4). Решение пожертвовать истиной ради комфорта принесет человеку непоправимое горе.
1. Горе тем, кто искажает истину ради одобрения людей!
В сфере человеческих отношений правило «спрос рождает предложение» столь же действенно, как и в сфере торговли. У каждого человека есть постоянный спрос на похвалу и признание. Положительное мнение людей поднимает настроение и повышает самооценку, поэтому каждый ищет как можно больше поставщиков похвал и готов щедро оплатить их услуги. Так возникает взаимный интерес и отношения по типу «рука руку моет»: я буду хорошим покупателем комплиментов, если ты будешь хорошим их продавцом.
Эта проблема человекоугодничества распространена и в религиозном мире. Есть церкви — и вовсе не маленькие, — которые заботятся о позитивной оценке мира больше, чем о спасении человеческих душ. Они убирают из интерьера крест, чтобы он не напоминал прихожанам об их греховности и не понижал их самооценку. Они водружают на место креста изображение короны в лучах восходящего солнца, намекая на наступившее царство Божие на земле. Чтобы не портить настроение людей, у которых и так полно неприятностей, они не используют таких слов, как грех, вина, закон, полное посвящение, погибель, Д-р Майкл Хортон в книге “Христианство без Христа” (BakerBooks, 2008).приводит интервью Ларри Кинга с пастором мега-церкви Джоэлом Остином, состоявшееся 20 июня 2005 года.
На вопрос, что будет с людьми, отвергающими Христа, Остин ответил, что он не уверен в отношении их судьбы. «Тогда Кинг спросил его об иудеях, мусульманах и других не-христианах. «Разве они не заблуждаются?» На что Остин ответил: «Ну, я не знаю, считаю ли я, что они заблуждаются… Но я думаю, что Бог один будет судить сердце человека. Я много времени провёл с моим отцом в Индии. Я не знаю всего, что касается их религии, но я знаю, что они любят Бога. И потому – я не знаю. Я видел, какие они искренние. Так что, я не знаю». Остин не только не уверен в спасении только через Христа, он не уверен, что гомосексуализм — особо тяжелый грех. Пастор деликатен: «это не самое лучшее для Бога», «гомосексуализм не хуже других грехов, таких как прелюбодеяние». Остин был приглашен молиться за 14 членов городского Совета, он также особо поблагодарил Бога за нового мэра, Эннис Паркер, практикующую лесбиянство. Остин видит свое призвание «…сделать Бога хорошим… Я все время говорю им это: «Бог прямо сейчас улыбается, глядя на вас. Вы – Его дети. У Него есть великий план для вашей жизни. Вы можете преодолевать ошибки». И, на мой взгляд, это привлекает людей к Богу».
Мне кажется, сей пастор забыл, что именно к противоестественным отношениям Библия применяет такие суровые слова, как мерзость и гнусность. Эти грехи особо отвратительные и уравнивать их с гневом или жадностью никак нельзя. Всякий грех имеет свою тяжесть и приводит к наказанию, но одни грехи тяжелее других. Пастор забыл, что не улыбка Бога, а Его гнев открывается «с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). Но людям льстит, когда они слышат о добреньком Боге, который понимает грешников и ни в чем их не осуждает. Более того, у Него нет желания их наказывать и посылать в ад, которого, кстати, и нет в помине. Просто геенна огненная — это страшилка для примитивных людей. Что касается просвещенного человечества, то каждому ясно, что вечное пекло никому и никак не грозит. Библия предупреждает, что лжепророки ради денег и славы говорят людям приятные вещи. Они знают исконное свойство людей надеяться на лучшее. Действительно, надежда умирает последней.
Я вспоминаю 23-летнюю женщину, мать годовалого ребенка. Ей поставили онкологический диагноз, и она всем говорила: «Бог меня исцелит!». Ее не смущало прогрессирующее ухудшение здоровья и безрезультатность молитв пастырей церкви. Она отвергала слова о необходимости смириться пред волей Бога, не веря, что ее смерть является Его волей. Всепоглощающее желание выжить заглушало в ней реальное восприятие последствий болезни. Больные грехом люди ведут себя аналогичным образом. Они не желают слушать правду, что они погибшие грешники. Им по сердцу весть, что как-нибудь все образуется и наладится. Именно эти плотские ожидания чутко улавливают лжепророки и говорят в соответствии с ними. Они не задевают острых углов, не обличают пороков, не затрагивают совесть. Если на дворе засуха, они обещают обильный дождь, если грянула война, то предсказывают скорую победу, если постигла болезнь, то вселяют надежду на исцеление.
Лжепророков во все времена хватает с избытком, и благодаря их неутомимой деятельности множество людей находятся в заблуждении. Иеремия жаловался: «…все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника — все действуют лживо» (Иер.8:10). Михей сокрушался: «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!»(Мих.3:11). Господу крайне отвратительна деятельность самозванцев. Он говорит через Иеремию: «Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал». Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер.23:30-32). Бог покарает их бедами и вечной погибелью: «но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор.18:20).
О, как важно помнить эти предостережения современным «пророкам», которые ложно предсказывали сроки пришествия Господа, землетрясения, политические и экономические катаклизмы, описывали, как выглядят небеса. Американка Чу Томас, якобы 16 раз побывавшая на небесах, писала, что Иисус сказал ей, что она доживет до Его пришествия. Ее книга «Небеса так близки» переведена на 40 языков и содержит небылицы, которым поверит только невежда. Так она без смущения писала, что на небесах святые питаются фруктами и …рыбой. Но ведь на небесах нет смерти, а употребление в пищу рыбы связано с ее умерщвлением! Лжепророков такие вещи не беспокоят — один миллион проданных книг окупит все фантазии… Однако время — худший враг лжепророков — посмеялось над ней: в апреле 2013 года она умерла от осложнений на сердце в возрасте 74 лет. Горе, горе тем, кто извращает истину ради собственной выгоды и человеческого признания!
2. Горе тем, кто скрывает истину ради одобрения людей.
Как-то один служитель примирял две конфликтующие стороны. Выслушав одного, он сказал: «Ты прав!» Выслушав другого, сказал и ему: «Ты прав!». А когда находившийся при разговоре свидетель заметил: «Вы лицемерите, брат, не могут оба спорщика быть правыми!», то услышал «И ты, дорогой, тоже прав!» Фактически конфликтующие стороны должны услышать не одобрение своих дел, а их библейскую оценку, чтобы узнать, поступают ли они богоугодным образом. Скорее всего, из-за самосохранения служитель скрыл от людей истину. Он опасался, что его отвергнут, если он твердо заявит о ней. Истина не всегда приятна, даже если она высказывается с любовью. Фарисеи злобились, когда слышали ее от Иисуса. Но Бог обязывает нас провозглашать ее: «…сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез.3:17-19).
Почему у Бога возникли опасения, что пророк может промолчать об истине? Из-за опасения за земное благополучие. Люди могут оскорбиться и оскорбить вестника, даже покуситься на его жизнь. Достаточно вспомнить Иоанна Крестителя, поплатившегося головой за обличение блудодеяния беззаконного царя Ирода. Пророк может промолчать из-за моральной надломленности. Мужественного пророка Илью сломало отступничство Израиля и он убежал из страны к потоку Харан: «сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3Цар.19:10). Можно понять, но не оправдать молчание по этим причинам. Разве не бывает по-другому, когда после отвержения истины человек раскаивается и начинает служить ей? Лучшей иллюстрацией этой возможности является обращение гонителя Савла. Он, будучи юношей, голосовал за смертную казнь праведного Стефана и сторожил одежды его убийц. Он видел, как умирал праведник — с непоколебимой верой в Иисуса и с заступнической молитвой о врагах. Однако эта героическая смерть не тронула его сердца раскаянием. Прошли годы, прежде чем он оценил подвиг первого мученика христианской церкви (Деян 2:20).
3. Горе тому, кто не борется с зависимостью от человеческого мнения!
Зависимость от человеческого мнения знакома лучшим из людей. Иосиф Аримафейский, Никодим — самые яркие примеры тому. Даже апостол Петр оказался жертвой этой привязанности, когда ради сохранения жизни заявил, что не знает Христа. Христос был категоричен на этот счет: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лук.9:26). Так что цена этой слабости очень велика! Как избежать зависимости от человеческого признания? Как клин клином вышибается, так и человекозависимость может быть «вышиблена» только богозависимостью: «Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись: Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные [дела], какие видели глаза твои» (Втор.10:20,21). В сравнении с Богом любой диктатор — ничтожество, любой недоброжелатель — пыль и прах. «Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить?» (Ис.51:12,13).
Нам нужно коренным образом изменить свои взгляды, чтобы не мнение людей было для нас самым важным, а мнение Бога. Вовсе не зазорно во всем последовать Ему! Апостол Павел, повелевший верующим «подражайте мне, как я Христу», писал о себе: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10). «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека» (Гал.2:6). «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3,4). Подобныйбогоцентризм — довольно редкое явление в наши дни. Чаще всего люди озабочены сохранением своей популярности перед миром. А ведь это есть нарушение заповеди «не сотвори кумира». Далее, чтобы избежать зависимости от людей, очень важно возлюбить истину, которая содержится в Божьем Слове: «Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю» (Пс.118:113).
Знание истины помогает распознать неверные мотивы поступков или замаскированные под благочестие мирские идеи. Так знание истины помогало Иисусу отражать искусительные предложения дьявола. Наконец, чтобы не оказаться рабом человеческих мнений необходимо отвергать себя. Без молитвенного усилия это не удастся. Ю.С. Грачев в своей книге «В Иродовой бездне» рассказывает о борьбе, которую ему однажды пришлось претерпеть. После очередного освобождения из мест не столь отдаленных он никак не мог устроиться на работу.
«В раздумье он вспомнил, что у него имеется адрес работников НКВД в Уфе, которые хорошо знали его в колонии, где он находился в заключении. Это были муж и жена. Она — начальник культурно-воспитательной части, он — инженер производства. Они тогда заинтересовались убеждениями Левы и решили его «перевоспитывать». Их попытка успехом не увенчалась, но, во всяком случае, они поняли искренность его взглядов и не относились к нему, как к врагу, как к недостойному человеку. Когда он пришел к ним, они сидели за столом, у них в гостях были также несколько работников НКВД, как определил их Лева по форме одежды. Леву встретили очень приветливо и поздравили с освобождением. — Садитесь, садитесь кушать с нами, вы теперь такой же гражданин, как и мы. Лева попытался было отказаться от стола, но его просто усадили и предложили есть без стеснения.
«Как приступить к еде? — думал Лева. — Можно, конечно, помолиться про себя, но какой-то внутренний голос говорил ему: «Неужели ты постыдишься Моего имени?» В эти короткие секунды в Леве шла страшная борьба: молиться вслух или не молиться? Он решил молиться и сказать, что он верующий и перед столом должен помолиться. Он пытался сказать это, но на него напала такая робость, что просто язык не повиновался ему, чтобы говорить. «Господи, помоги мне!» — внутренне произнес он и затем спокойно и ясно сказал: — Я человек верующий и перед тем, как кушать, хочу помолиться. Он встал и произнес: — Господи Боже, прими благодарение за Твою любовь ко мне! Благодарю Тебя и за этих добрых людей, которые хотят угостить меня этой пищей. Благослови ее и благослови этих людей, которые за этим столом, дай им всего доброго, хорошего. Хвала и слава Тебе за все. Аминь. Когда он сел и начал есть, началась оживленная беседа. Работники НКВД, которые не знали его, были изумлены, увидев такого верующего. Знавшие же его улыбались, рассказывали и о его «приключениях», которые ему довелось испытать. Леву расспрашивали о его убеждениях и в чем его надежда. Он с радостью отвечал и рассказывал о Христе, в Которого верил»
А вот еще одно свидетельство на ту же тему:
«В те годы был день, когда проводилась всесоюзная перепись населения, и Лева, находясь в этом лагере, знал, что придется ответить на вопрос: верующий ли или же атеист. Многие заключенные перешептывались между собою и говорили, что это страшная анкета, что тех, которые сообщат о себе, что они верующие, будут держать на особом учете, а потом «примут меры». И тогда в страхе некоторые люди отрекались, как Петр, и давали о себе ложные сведения — «неверующий», хотя и верили в Бога. Когда дошла очередь заполнения анкеты до Левы, он попросил записать: «верующий» — «баптист». Заполнявший анкету пожилой работник штаба вскинул на Леву глаза и с недоумением спросил: «Баптист?»
– Да, баптист, — ответил Лева.
– Я лучше запишу просто — «верующий». А то как бы вам не попало, что вы остаетесь баптистом.
— Пишите — баптист, — настойчиво сказал Лева.
— Это славное имя христиан, которые, стремясь жить по учению Христа, много страдали в прошлом и страдают за истину и теперь. Я до конца останусь под этим именем христианина, что бы отсюда ни последовало…
— Ну, смотрите, смотрите, — сказал производивший перепись и написал: «Верующий — баптист». Лева был счастлив тогда, что он исповедал имя христианина, крещенного по вере»
Верность истине делает человека счастливым, а ее искажение или замалчивание принесут горе душе. Господь призывает нас жить в мире лжи по Его правде. Он имеет право ожидать этого от нас не только потому что Он Бог, а мы Его подданные, но потому, что Сам был человеком, претерпевшим все искушения, но не запятнавшим Себя ни искажением истины, ни ее сокрытием. За это Ему пришлось заплатить огромную цену — саму жизнь. Да поможет нам Бог порвать со всякой зависимостью от человеческой похвалы, чтобы мы могли искренне сказать Богу: «Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим» (Пс.39:11). «Не важно, кто и что говорит о вас – принимайте все это с улыбкой и продолжайте делать свое дело». (Мать Тереза Калькутская)
В.С. Рягузов
Источник: Христианские проповеди