«Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои» Плач Иеремии 3:39.
Говоря «нереальные ожидания от Бога», мы будем употреблять слово «нереальные» не по отношению к всемогуществу Бога, а по отношению к желаниям человека, не соответствующим Божьему плану. Бог всемогущ, для Него нет ничего невозможного. То, что для человека кажется невозможным, Бог силен осуществить. Например, человеку может казаться невозможным воскресение мертвых, но Бог способен воскрешать.
В этом тексте речь пойдет о нереальных ожиданиях от Бога, связанных со стремлением человека к тому, что Бог не предопределил в Своем замысле.
Конфликт двух воль.
«Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» Исаия 55:8,9.
Недавно мне рассказали о подростке, принявшем решение не посещать нашу церковь из-за того, что Бог не выполняет его желание. На протяжении определенного времени он посещал богослужения и просил у Бога не много не мало: мобильный телефон. Но Бог не исполнил его желание. После этого, обидевшись на Бога, он принял решение оставить церковь.
Конечно, мы с легкостью скажем: этот подросток был очень наивен; его просьбу можно считать детской, а обиду – даже глупой, и самое главное – вопрос его спасения вызывает большое сомнение. Но скажите, пожалуйста, разве более взрослые люди, христиане не ведут себя подобным образом в некоторых ситуациях? Как мы реагируем тогда, когда Бог не отвечает на наши молитвы? Как мы ведем себя, когда воля Божья явно расходится с нашими многолетними мечтами, надеждами и чаяниями?
Воля Бога и воля человека – несоответствие этих двух позиций мы находим не только в жизни современных христиан, но и в жизни пророка Ионы, жившего в восьмом столетии до РХ. Иона жил со своими собственными ожиданиями в отношении ниневитян, и неожиданно столкнулся с тем, что у Бога совсем другая воля в этом вопросе. И тогда Иона противится этой воле, как только может, противится изо всех сил, в результате чего попадает (мягко говоря) в неприятную ситуацию.
Воля Божья была в том, чтобы спасти жителей большого языческого города Ниневии через пророка Иону, поэтому Бог и повелел ему идти в этот город и проповедовать. Однако, ожидания Ионы были совсем другими, именно поэтому он бежит в противоположном направлении. Иона никак не хотел проповедовать жителям Ниневии, но не из-за страха, что язычники отвергнут его проповедь, а из-за совсем другого страха. Он был очень странным проповедником. Иона искренне боялся, что ниневитяне покаются от его проповеди. Он не желал их покаяния, и на то у него были свои причины.
Рассмотрим несколько причин, объясняющих, почему Иона так плохо относился к ниневитянам.
Первая причина – Ниневия была крупным городом, находящимся во враждебном государстве. Иона жил при царе Иеровоаме II и был пророком Северного царства Израиля. Ниневия – это крупный город Ассирийской империи, на тот момент северного врага Израиля. Хотя царь израильский Иеровоам II, воспользовавшись временным бессилием Ассирии, расширил границы Израиля до пределов, бывших в дни Давида и Соломона, тем не менее, многие израильтяне помнили, как при царе Ииуе несколько десятилетий они платили ассирийцам дань. Возможно, Иона помнил об этом, и еще с самого детства формировалось его негативное отношение к ассирийцам. Иона мог сказать: «Что это получается: они нас грабили, а мы теперь должны нести им спасительную весть?»
Вторая причина – ниневитяне согласно пророчествам должны были захватить Израиль в будущем. Иона жил во время служения пророка Осии, который пророчествовал о скором захвате Израиля ассирийцами за его непослушание Богу. Представьте себя на месте Ионы: вы должны идти проповедовать спасение тем, кто через короткое время станет оккупантом вашей родины.
Третья причина – евреи смотрели на всех язычников как на врагов Бога. Они называли язычников псами, считали их материалом для ада.
Четвертая причина – по представлениям Израиля Иегова был их Богом (у язычников были свои боги, а у Израиля – свой). И израильтяне не хотели делиться вестью о своем Боге с язычниками. Иона вырос под влиянием всего вышеперечисленного.
Исходя из всего сказанного, спасение ниневитян никак не входило даже в самые любвеобильные планы Ионы. Иона не просто не любил ниневитян, он их ненавидел. Если бы Бог послал его поджечь Ниневию, он бы с удовольствием побежал, но пойти и принести им спасение – кому? – врагам! Ни за что! Мы видим абсолютное расхождение воли Божьей и желаний Ионы, его ожиданий относительно судьбы его врагов. Небесный Отец наполнен любовью и состраданием к этим грешникам, Иона наполнен ненавистью к ним.
К чему же привело это явное несоответствие воли Божьей и желаний Ионы? Сначала Иона пытался убежать от Бога: он сел на корабль и отправился в Фарсис (в противоположную от Ниневии сторону), который, по мнению некоторых исследователей, находился в южной Испании. Но от Бога не убежишь. Во время шторма Иону выкинули в море, и он оказался внутри большой рыбы, где сразу же раскаялся. И Бог вызволил Иону из столь затруднительного положения. После этого Иона все-таки был вынужден проповедовать жителям Ниневии. И вот, когда ниневитяне покаялись, обратите внимание, Иона продолжает бунтовать против воли Божьей. Воля Божья не соответствовала ожиданиям Ионы (пророк никак не мог принять в смирении, он противился, бунтовал). Вместо того чтобы смириться с тем, что его ожидания не соответствовали Божьим планам, Иона уходит в депрессию.
Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: «О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог – благой и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» Иона 4:1-3.
Причем, мы видим, это очень глубокая депрессия, такая глубокая, что Иона не видит смысла жить: ну, как жить, если Бог вместо наказания моих врагов спасает их?! «Всё, Господи! Если не по-моему, если мои желания не осуществились, если мои надежды не оправдались, если мои планы не совпали с Твоими, я жить не хочу! Мне такая жизнь не нужна!» – «…Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).
Я хочу, чтобы вы спросили себя: «А как я реагирую в том случае, если воля Божья не совпадает с моей волей?» Как вы ведете себя, когда не получаете от Бога просимого?
Самые разные проблемы (недовольство, ропот, неудовлетворенность духовной жизнью, уныние, подавленность, разочарования и депрессия) нередко связаны с неумением смиренно принимать расхождения, возникающие в процессе жизни, между волей Божьей и человеческими ожиданиями. Несоответствие двух воль: Божественной и человеческой – может быть принято в смирении, а может – с протестом.
Молодожены нередко ожидают идеальной и благополучной жизни, бесконечного праздника. Но Бог в Своем плане предусматривает для них множество трудностей и испытаний для того, чтобы с помощью этого приблизить их к истине, к духовному росту в освящении, приблизить к Себе.
Очень часто мы сами себе создаем множество проблем своими нереальными ожиданиями.
Кто-то подходит с нереальными ожиданиями к служению, думая, что его служение будет быстро развиваться и с каждым годом становиться все успешнее и успешнее. Я знаю пасторов, которые живут в обиде на Бога, потеряли всякую радость в служении из-за ожиданий огромного количественного роста церкви. Они старались, проводили самые разные служения, развивали личное ученичество, но количественного роста Господь не произвел. И это необходимо принять в смирении, как принимал Ной, Исаия, Иеремия и многие другие. (Конечно, стоит помнить, что служение может не развиваться из-за личных ошибок, богословских заблуждений и грехов). Немало христиан теряют радость в служении из-за того, что подходят к нему со своими ожиданиями, и, когда их мечты не осуществляются, человек порой встречает это без необходимого смирения.
Кто-то страдает от нереальных ожиданий, связанных со своей карьерой в музыке, спорте, работе и даже служении.
Кто-то страдает от нереальных ожиданий, согласно которым их дети должны вырасти вундеркиндами, но в реальности они едва заканчивают школу. Кто-то мучается от нереальных ожиданий, связанных со своим материальным положением. Вот вообразил себе человек, что через год он разбогатеет, но на самом деле этого не произошло. Год прошел, воля Божья не совпала с его чаяниями и человек унывает, теряет радость, ропщет.
Откуда берутся эти нереальные ожидания? Конечно же, они исходят из сердца человеческого и связаны с несколькими причинами. Отметим пять возможных причин нереальных ожиданий.
Во-первых, нереальные ожидания могут быть вызваны завышенной самооценкой.
«Я достоин и большего, и лучшего, чем я имею в соответствии с Божьим планом». Вспомните двенадцать учеников, ходивших за Иисусом Христом. Все они были особенно близки к Господу, но при этом не были удовлетворенными такой честью, поэтому-то они так часто спорили.
«Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» Луки 22:24. Если вы помните, мать сыновей Зеведеевых требовала для них особого, привилегированного положения в Царстве Мессии.
«Он сказал ей: «Чего ты хочешь?» Она говорит Ему: «Скажи, чтобы эти два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем»» Матфея 20:21. Вот их ожидания от Иисуса.
Но воля Божья была совсем в другом: в служении, в страдании и даже в мученической смерти для большинства апостолов. Завышенная самооценка, какая-то вера в свою исключительность, ожидания славы и успеха в этой жизни приносят большие страдания, когда человек видит расхождение своих ожиданий с волей Божьей.
В человеческих ожиданиях – слава, в Божьем плане – страдания, скорбь или просто ничего особенного, а в результате завышенная самооценка подталкивает к ропоту, протесту и несогласию с Богом.
Во-вторых, нереальные ожидания могут быть связаны с грехом.
«Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли – от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» Иакова 4:1-3.
Обратите внимание, речь идет о людях, которые имели определенные желания и даже молились Богу, надеясь, что Он их удовлетворит.
Однако проблема состояла в том, что эти желания исходили из эгоистичных, греховных соображений, и, естественно, Бог не удовлетворял такие желания, не отвечал на такие молитвы. Такие ожидания остались без ответа. Вы можете желать даже то, что, по сути, является грехом для вас, но Бог в Своей воле не дает вам возможность удовлетворить греховные желания. Как вы реагируете в подобном случае?
В-третьих, нереальные ожидания могут быть вызваны неправильным пониманием тех благословений, которые человек получает после обращения к Христу.
Это – непонимание реальной цены ученичества. Порой люди размышляют следующим образом: «Обращусь я к Богу и сразу же разбогатею, укреплю здоровье, не буду болеть, стану успешным на работе, устрою свою семейную жизнь»…
Но вместо этого они сталкиваются с Божьим планом, который нередко наполнен скорбями, страданиями, гонениями, отвержением и постоянными испытаниями. Суть спасения не в мирском успехе, а в полном самоотвержении и доверии Спасителю. Господь учит новообращенных ожидать гонений и предательства близкими, но никак не мирского успеха.
«Помните слово, которое Я сказал вам: «Раб не больше господина своего». Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» Иоанна 15:20.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» Матфея 10:34-39.
Нереальные ожидания от жизни с Христом входят в противоречие с волей Божьей, с Его планом! Вы помните, как ожидания Петра противоречили воле Божьей?
«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой!» Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое»» Матфея 16:21-23.
Петр имел определенные ожидания в отношении Христа и своего будущего. Петр, как и все остальные ученики, ожидал скорейшего наступления тысячелетнего царства, в котором он получит высокую политическую должность. И вдруг неожиданно он слышит волю Божью, не соответствующую его ожиданиям: Христос говорит о необходимости умереть позорной смертью в Иерусалиме от рук старейшин, первосвященников и книжников.
Петр противится воле Божьей: «Господи! Да не будет этого с Тобою!» Желание Петра не только противоречило Божьему плану, но еще и отражало волю сатаны, звучало в унисон с ней.
Вот, насколько опасно противиться воле Господа.
В-четвертых, нереальные ожидания могут быть вызваны непониманием истины о Божьем плане.
Слово Божье однозначно утверждает истину о Божьем плане «Кто это говорит: "И то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач Иеремии 3:37-38).
Все происходящее на земле: дни бедствия и дни благоденствия – полностью контролируется Богом. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» Псалом 138:16.
Еще до рождения человека Господь предопределил его жизнь. «…но [так было] и с Ревеккой, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (чтобы изволение Божье в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: «Больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»» Римлянам 9:10-13. Судьба Иакова и Исава была предопределена прежде их рождения.
Книга притчей много говорит о неизменном Божьем плане:
«В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» Притчи 16:33.
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» Притчи 19:21.
«Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» Притчи 21:31.
Господь Иисус Христос также утверждал истину о Божьем плане, подчеркивая, что этот план касается даже самых незначительных событий: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены» Матфея 10:29,30.
Божий план включает в себя каждую мелочь, как говорил Ч. Спержен: «Его провидение нисходит до мельчайших пылинок летнего ветра».
Апостолы также подчеркивали истину о предвечном Божьем плане и утверждали веру в провидение. «Сего, по определенному совету и предведению Божьему преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» Деяние 2:23.
Смерть Христа – центральный элемент Божьего плана, составленного еще до сотворения мира. Христос – это «Агнец, предназначенный еще прежде создания мира» (1 Петра 1:19-20). Наше спасение также предопределено от вечности. «…спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» 2 Тимофею 1:9. (Конечно же, библейское учение о Божьем плане ни в коем случае не исключает ответственность человека. Человек ответственен перед Богом за то, чтобы повиноваться всем повелениям Писания. Христос говорил об ответственности человека и неизменном Божьем плане в 22-ой главе Евангелия от Луки: «Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается» (стих 22). Несмотря на то, что предательство Иуды предсказано заранее, тем не менее, ответственность за него полностью ложиться на самого предателя).
Непонимающему библейское учение о Божьем плане, о Его предвечности и неизменности трудно будет смиряться, замечая, как воля Божья не совпадает с его мечтами. Порой такие люди думают, что своими молитвами, просьбами, жертвами, активной религиозной деятельностью могут управлять Богом, изменять Его провидение.
Один известный мне служитель церкви, придерживающийся таких взглядов, доходил до того, что с криком требовал у Бога в молитвах то, что ему особенно было нужно. Не получая положительного ответа на свои требования в течение нескольких лет, он отчаялся, начал роптать против Бога, потерял сон и аппетит – в общем, оказался в состоянии тяжелейшей депрессии.
В-пятых, нереальные ожидания могут быть вызваны непониманием суверенности Бога.
Согласно учению Библии, Бог является верховным владыкой вселенной. Он никому из творений неподотчетен. Он никому из творений ни чем не обязан. Он ни от кого из творений не зависит.
Обращенный Навуходоносор хорошо усвоил эти истины. «И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "Что Ты сделал?"» Даниил 4:32.
В 113-ом псалме содержится одно из ярчайших утверждений суверенности Бога: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (стих 11). Люди иногда думают, что Бог им чем-то обязан. Убедив себя в этом заблуждении, человек проводит свою жизнь в ожидании, когда же Бог исполнит Свои обязательства перед ним. Нередко люди связывают такие ожидания с какими-то религиозными жертвами и стремлениями (более подробно мы будем говорить об этом в следующей главе).
Например: «Я пожертвовал и ожидаю повышения зарплаты», «Я благовествую, и Бог должен мне воздать», «Я стремлюсь к святости и Бог должен за это мне послать мужа, или жену».
Ужас! Многие люди, регулярно посещающие церкви, живут в подобном обмане, их ожидания построены на неверном понимании Бога. Запомните, Бог никому ничего не должен. Если Бог и благословляет вас, то это совершенно не зависит от ваших заслуг, а совершается только по милости ради Христа!
Да, Бог действительно может благословить того, кто преданно служит Ему, может послать все, что не противоречит Его Слову, а может и не послать. Бог, как Царь, действует суверенно, и нам не стоит пытаться ограничить суверенность Бога своими ожиданиями, и тем более, не стоит обижаться на Бога, если Он не удовлетворяет какие-то наши желания.
Так что, если ваши мечты не осуществились из-за того, что они были связаны с грехом, или с завышенной самооценкой, или с непониманием цены следования за Христом, или с непониманием истины о Божьем плане, суверенности Бога, в таком случае радуйтесь этому. Радуйтесь тому, что Бог не удовлетворил все ваши ожидания, потому что их удовлетворение не пошло бы вам на пользу. Если же вы не видите греха и отрицательных факторов в своих ожиданиях, а они все равно не осуществляются, тогда в смирении принимайте неизменную волю Божью.
Учитесь в смирении принимать замысел Бога, не совпадающий с вашими желаниями.
Представьте себе молодую девушку, в одно мгновение ставшую инвалидом. Совершенно ясно, что в этой точке расхождение ее ожиданий и Божьего плана для ее жизни достигает кульминации. Возможно, как и многие молодые девушки, она мечтала выйти замуж, быть хорошей женой, матерью, воспитывать детей. Но вместо этого у Бога совсем другой план в отношении ее жизни: она будет до конца своих дней прикована к постели. Бог допустил ужасные обстоятельства в ее жизни, но через них Он спас ее. Что ей делать: бунтовать против Божьего плана («Почему я инвалид? Почему я не могу иметь семью, детей, жить полноценной жизнью?») или смириться, подчинить все свои мечты и ожидания неизменному провидению?
Я читал ее молитву, в которой она благодарила Бога за Его провидение, и она не протестует, не противится, в ее молитве нет конфликта между волей Бога и ее желаниями. Она в полном смирении принимает волю Божью такой, какая она есть. Если вы видите, как ваши мечты рассыпаются прямо на ваших глазах, словно карточный домик, и во многом не соответствуют Божьему плану, не стоит повторять ошибку Ионы, убегая, протестуя, не стоит опять же, как Иона уходить в депрессию, терять желание жить.
Почитайте суверенного и святого Бога, Который Сам знает, что для вас лучше, и смиритесь перед Его волей (не забывая о своей ответственности), если в данный момент изменить ничего невозможно. «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, – говорит Господь, – намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» Иеремия 29:11.
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» Римлянам 8:28.
Своевольная договоренность с Богом.
«Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» Притчи 19:3. Проблема.
Представьте себе следующую ситуацию. Вы приходите в церковь, включаетесь в служение, трудитесь, жертвуете, отдавая все свои силы и средства. Спустя какое-то время вы все более и более начинаете убеждать себя в том, что Господь обязательно должен вам воздать за такое служение здесь на земле, а не только в вечности. Сначала вы думаете о том, что Он должен вам воздать, затем вы начинаете размышлять о том, каким образом вы хотели бы, чтобы Он вам воздал.
Спустя время вы уже определились: Господь должен воздать, удовлетворив какую-то из ваших личных нужд. Время идет, и за месяцы или даже годы, проведенные в таких рассуждениях, вы постепенно привыкаете к мысли: «Господь непременно воздаст мне, удовлетворит мою нужду. Он должен мне воздать, а по-другому и быть не может. Если я буду Ему служить, Он решит мою проблему».
Рассуждения такого рода приводят к заключению мысленного договора с Богом. На самом деле никакого официального договора нет, слово «договор» вообще может даже не присутствовать в размышлениях человека, но подобие договоренности существует. Человек что-то делает для Бога и ожидает, что Бог в ответ на это обязан удовлетворить его нужду, осуществить заветную мечту – это можно назвать своевольной договоренностью с Богом.
Давайте взглянем на два реальных случая, описывающих заключения подобных договоренностей. Знакомый мне христианин нес служение в одной из церквей. В течение нескольких лет он жертвенно и посвящено трудился. Трудился не только духовно, но и физически, участвуя в строительстве помещений для церкви. Со временем он убедил себя в том, что Бог непременно решит одну из беспокоивших его более всего проблем – пошлет ему прекрасную спутницу жизни. В своем сознании он как бы заключил с Богом мысленный договор, согласно которому его ответственность – жертвенно служить, а ответственность Бога – устроить его семейную жизнь. И вот однажды в его жизни наступил момент, когда он решил сделать предложение понравившейся ему христианке. После беседы с пастырем и молитвы он, практически уверенный в положительном ответе своей избранницы (на основании того, что Бог по вымышленному договору должен устроить его семейную жизнь), пришел к ней. Можете себе представить, каково было его удивление, когда христианка вместо положительного ответа дала отрицательный. «Что такое? Как это может быть?» – Недоумевал брат, – «Как мог Бог после стольких лет моего служения Ему допустить такое в моей жизни? Как Бог мог не выполнить Свою сторону договора?» (Я напоминаю вам, что Бог не заключал с ним никаких договоров и не обещал ничего). Огромное разочарование в Боге, как в неверном Боге постигло христианина, с ним случилось то, что описано в книге Притч 19:3: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа». Человек, которому не достает мудрости, обвиняет Бога в своих неудачах.
Спустя время, с трудом придя в себя от пережитого, этот христианин пытается, забыв случившееся сделать предложение другой сестре. Помолившись, побеседовав с пастором, он вновь делает предложение, надеясь, что в прошлый раз Господь просто его испытывал, а сейчас-то Он точно выполнит Свою сторону договора и пошлет ему в жены прекрасную сестру-христианку. Но и на этот раз он получает отказ. Разочарование в Боге растет. После этого он делает предложение еще нескольким сестрам, и всякий раз получает отказ. Разочарование в Боге доходит до апогея, ропот в его сердце звучит постоянно: «Так-то Ты, Господь, воздаешь мне за верное служение. Я был верен Тебе, служил, а Ты оказался неверным, не дал мне то, о чем я Тебя просил».
Далее этот христианин определенное время жил в духовном упадке, в грехе ропота против Бога, но все же, со временем разобравшись в своих проблемах, вышел из этого духовного кризиса. Второй случай из двух предложенных к рассмотрению произошел так же на моих глазах с женщиной, которая, как показало время, не имела признаков спасающей веры, так как оставила церковь, оставила даже попытки жить согласно учению Библии и решила проводить жизнь в постоянном непослушании Богу (1 Ин. 2:19,3:9).
Измученная мужем алкоголиком, уставшая от его измен, она вдруг приняла приглашение в церковь и пришла на богослужение. На богослужении она мысленно для себя решила, что если обратится к Богу и будет служить Ему, то Бог в ответ на это восстановит ее семью, муж перестанет пить и изменять, и, наконец-то, их семья укрепится. Следуя своей мысленной установке, женщина произносит молитву покаяния, принимает крещение и активно участвует в жизни церкви. Но муж начинает пить еще сильнее, а когда выходит из запоев, не ночует дома.
В результате женщина попадает в кризис, ропщет на Бога, обвиняет Его в том, что Он якобы не оправдывает те надежды, которые она возлагала на Него. Она оставляет церковь, негодуя против Бога. Если Бог не дал ей то, что она хочет, не выполнил ее желание, зачем теперь ей выполнять желания Бога?
Проблема в своевольной договоренности с Богом, может проявляться как в жизни духовно незрелых христиан, так и лжеверующих. Следуя за Христом, двенадцать учеников ожидали от Него многого: ожидали установления царства на земле, в котором им будет делегирована власть. Выступающий часто от имени всех учеников Петр прямо спросил Христа: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобой; что же будет нам?» (Матфея 19:27). Хотя ученики уже были спасены (Мф. 16:13-17; 20:28), тем не менее, они ожидали большего за свою посвященность Христу.
Из Писания мы знаем, что их мечтам о царствовании с Христом на земле в I веке не суждено было осуществиться. Чем ближе Иисус подходил к Голгофе, тем яснее становилось, что Бог не удовлетворит их заветную мечту. Интересно, что одиннадцать верующих учеников не ожесточились против Христа, не отступили от Него, а, в конце концов, смирились. Иуда же не стал смиряться, когда заметил, что миссия Иисуса не соответствует его амбициозным планам. В этом и состоит важное отличие между истинным учеником и лжеверующим. Когда истинный ученик не получает от Бога то, что ожидал, он может согрешать, спотыкаться, но при этом он не отвернется окончательно от Бога, не станет безвозвратно на путь греха (1 Ин. 3:6,9; 5:18). Когда лжеверующий, каковым был Иуда (Ин. 6:64), не получает желаемого от Бога, он ожесточается, предает, противится Богу.
Причины проблемы.
Отсутствие спасающей веры.
Если человек не возрожден, он будет стремиться лишь к удовлетворению эгоистичных желаний с помощью Бога.
Проблемы в поклонении.
Если христианином заключается мысленный договор с Богом, его поклонение является неправильным. Обратите внимание, такой человек поклоняется не только Богу, но и своим желаниям, вымыслам, мечтам. Бог и служение Ему на каком-то этапе используется как средство достижения своих личных целей, для потакания идолам своего сердца. Посудите сами, если Бог удовлетворит желания, эгоистичные стремления этого человека, поможет ли это ему? Иногда Бог может и это сделать, но только для того, чтобы человек разочаровался в своих идолах.
Богословские заблуждения.
Молитва и служение как способ манипуляции Богом. «Я молюсь и Бог изменит Свой план ради удовлетворения моей молитвенной просьбы». Например, в Своем плане Бог решил не давать вам мужа, или жену, а вы думаете, что своей молитвой или ревностным служением сможете заставить Его изменить Свой план. «Я служу, и Бог увидит, как я это хорошо делаю, и за это даст мне то, что я хочу». Это неверное представление о справедливости, согласно которому Бог является должником человека.
Самообман.
Человек, обманывая сам себя, утверждается в том, что Бог ему якобы что-то обещал, когда это не так.
Решение проблемы.
Обращение к Богу.
Если человек не обращен, он никогда не сможет угодить Богу и смириться с волей Божьей, которая противоречит его мечтам. Если нет признаков спасающей веры: осознания собственного несовершенства, исповедания согрешений (1 Ин. 1:8-10), послушания Слову (1 Ин. 2:3-5), любви к верующим (1 Ин. 2:9-11), отвержения мирской системы ценностей (1 Ин. 2:15-17), веры в библейского Христа (1 Ин. 2:22), надежды на возвращение Господа (1 Ин. 3:2-3) – в таком случае этого человека нельзя считать христианином. Ему следует проповедовать Евангелие и призывать к обращению.
Переориентирование в поклонении.
Проблема своевольной договоренности с Богом – это проблема поклонения, поэтому и решение этой проблемы связано с переориентированием в поклонении. Вместо того чтобы использовать Бога ради удовлетворения своих требований и эгоистичных желаний, необходимо подчинять все свои желания Богу, Его ценностям, Его интересам, Его планам. Проблема многих в том, что они ищут не Бога, а Божьих благословений.
Вместо того чтобы поклоняться своим желаниям, мечтам и надеждам и использовать для этого Бога, следует поклоняться Богу и подчинять Ему все свои желания, стремления и цели.
Люди, которые говорят: «Я служил Богу, а Бог не дал мне то, что я надеялся получить от Него», – на самом деле Богу не служили в полной мере, они служили своим эгоистичным желаниям и надеялись, что Бог их удовлетворит. Они поклонялись успеху в работе, учебе, мечте о браке, материальному благополучию, здоровью и т.д. В общем, чему угодно, только не Богу.
Такому человеку следует показать и объяснить серию текстов о поклонении, о том, что Бог должен быть в центре жизни. Вот некоторые из них.
«И изрек Бог все слова эти, говоря: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» Исход 20:1-6.
«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: «Тебе дам власть над всеми этими [царствами] и славу их, ибо она передана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Иисус сказал ему в ответ: «Отойди от Меня, сатана; написано: "Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"»» Лука 4:5-8.
Наш Бог есть Бог ревнитель, поэтому все наши желания, которые находятся в нашей жизни на месте Бога, являются идолами и вызывают Его гнев. Для решения проблемы необходимо полное переориентирование в поклонении, возможное лишь при исправлении богословских заблуждений.
Исправление богословских заблуждений.
Человек должен понимать следующее.
Во-первых, молитва и служение, как мы уже отмечали, не могут изменить Божий план. Если Бог решил не давать вам здоровье никогда или именно сейчас, если Он в Своем плане не наметил дать вам брак с христианином, успех в работе и что-либо еще, то ваши молитвы и служение не смогут заставить Бога изменить Его план. Тем более, от Бога ничего нельзя получить методом обмена или задабривания: «Я Тебе жертву, а Ты мне хорошую жену, машину, работу»… Идея заключения мысленного договора является ложной. Обращаясь с молитвенной просьбой к Богу, нам следует ожидать ответ на молитву только по благодати, незаслуженной милости.
Во-вторых, Бог нам по справедливости ничего не должен, кроме вечного наказания. Поскольку все люди – грешники: «Нет праведного ни одного» (Римлянам 3:10), Бог должен нам за наши грехи только одно: «…возмездие за грех – смерть...» (Римлянам 6:23). Когда человек требует что-либо от Бога, он думает, будто Бог ему что-то должен и что-то из этого не дает. Но Бог не обязан давать нам ничего: Он не обязан давать ни семью, ни здоровье. Он может дать это только по благодати, по справедливости же единственное, чего мы достойны, – это вечное наказание ада.
В-третьих, многие наши мечты и желания будут вредными для нас, если Бог позволит им осуществиться. Люди молятся, просят и не получают, потому что Бог знает, что получение просимого принесло бы им не добро, а зло. Одинокая сестра день и ночь молится о том, чтобы Бог послал ей мужа, хотя совсем не осознает, насколько она не готова к браку, являясь эгоистичной, неаккуратной, плохо работающей в своем доме, не умеющей подчиняться, неуживчивой с людьми. Как вы думаете, если Бог удовлетворил ее просьбу, стала бы ее жизнь легче, стала бы она счастлива, смогла бы эффективно служить мужу? Конечно же, нет. Если она с трудом обслуживает одну себя, как же она будет справляться с домашними обязанностями, которые резко возрастают после вступления в брак? Если сейчас она не привыкла подчиняться старшим в церкви и начальству на работе, как же она будет подчиняться мужу? Если она сейчас неуживчива с людьми, которых видит несколько часов в сутки, то как же она будет жить с мужем, которого будет видеть изо дня в день?
Другой пример, незрелый христианин, жадный и часто мечтающий о материальных ценностях: автомобилях, домах и т.п., обращается к Богу с просьбой послать ему огромный экономический успех в бизнесе. Как по-вашему: будет ли для него хорошо, если Бог удовлетворит эту просьбу? Просит ли он своей душе на добро или на зло? Будет ли для него полезно удовлетворение его желаний? Способствует ли это его смирению?
Задумайтесь: может быть, те просьбы, о которых вы молите Бога, не пошли бы вам на пользу, если бы Он ответил на них. И поблагодарите Бога за то, что Он не отвечал на многие ваши просьбы. Вспомните те просьбы, с которыми вы обращались к Богу несколько лет назад, может быть, уже сейчас вы способны понять, как полезен для вас отрицательный ответ Бога. Даже благочестивый Павел просил о том, что в реальности не было для него полезно.
«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Поэтому я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» 2 Коринфянам 12:7-10.
Итак, мы увидели, как возникает проблема своевольной договоренности с Богом и как она связана с эгоистичными требованиями от Бога. Она появляется тогда, когда человек делает что-то якобы для Бога, мысленно считая Его обязанным удовлетворить свои нужды, желания, надежды и мечты. Мы рассмотрели причины этой проблемы.
Они в основном связаны с неверным поклонением, акцент которого смещается с Бога на личные мечты и желания, а также они связаны с различными богословскими заблуждениями, самообманом и (для некоторых с отсутствием спасающей веры). И, мы разобрались, как решать эту проблему. Ее решение связано с перемещением основных акцентов в поклонении: от своих желаний на желания Бога.
Вместо того чтобы поклоняться своим мечтам и нуждам и использовать для этого Бога, христианину следует поклоняться Богу и подчинить этому все свои желания, стремления и цели. А также ему следует исправить другие богословские ошибки, если они есть.
И, конечно же, первостепенное значение имеет вопрос обращения. Для необращенного человека необходимо установить правильные отношения с Богом, признаться грешником, раскаяться в грехах, доверится Христу, и посвятить жизнь служению Господу.
Автор: Андрей Вовк | Отрывок из книги: "Нереальные ожидания"
Источник: Служение "Слово истины"