Поистине, солнце никогда не заходит над Царством Иисуса Христа Каждое воскресенье солнце проходит по кругу через двадцать четыре часовых пояса и постоянно светит бесчисленному множеству людей почти из каждого племени, языка, народа, поклоняющемуся Воскресшему Христу, формы поклонения так же разнообразны, как и культуры, представители которых просыпаются каждое воскресное утро, чтобы собраться на богослужение Я поклонялся Христу с братьями и сестрами под деревом в рифтовой долине в Кении, в квартире в высотке Шанхая, в богато украшенном соборе в Дрездене и в нашем здании, выстроенном в стиле греческого ренессанса, Дареме. Все Эти богослужения имели и сходства, и различия. Невзирая на это, цель всегда была одна: прославить Бога-Отца, через Сына Христа, в силе Святого Духа.
Рассматривая поклонение в церкви, нуждающейся в обновлении, мы подходим к вопросу, вызывающему едва ли не больше всего споров и страданий, выпадающих на долю руководителей церкви, — к музыкальному стилю. Сила музыки и воспоминания, которые она вызывает, могут превратить стиль поклонения в «заповедную территорию», на которую новому пастору вряд ли позволят ступить. Железобетонная привязанность к определенным песням или стилю часто приводит к увеличению пропасти между церквами и окружающим миром, которому они должны благовествовать. Это также становится причиной отдаления христиан зрелого возраста от молодых христиан, которые хотят жить для Христа и приобретать для Него души людей. Церковь может застыть во времени, цепляясь за пережитки ушедшей эпохи, когда она была самой большой в городе и активно в нем служила. В результате этого с течением времени может увеличиваться средний возраст членов церкви. Если такой церкви суждено возродиться, она должна покаяться в своем эгоизме и стать гибкой в стиле поклонения, готовой освоить новые формы ради молодого поколения христиан и неверующих. Если она откажется это сделать, она просто состарится и умрет. Именно это и произошло со многими церквами.
Гибкость... как свойство новой одежды и новых мехов для вина
Иисус объяснил этот вопрос через двойную аллегорию: «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф.9:16-17).
И новая одежда, и новые мехи объединены общим свойством эластичности, которое позволяет им адаптироваться к окружающим обстоятельствам. Старая одежда и старые мехи огрубели в своей форме и не могут реагировать на меняющиеся обстоятельства. Из-за недостаточной эластичности их материала они просто рвутся.
Применительно к обновлению церкви, это очень важный урок. Внутри церкви произойдет изменение сердец, которые вновь воспламенятся во славу Божию для распространения Егo Царства. Их огонь будет нагнетать церкви постоянное давление, подталкивая ее к изменению своих привычек и переосмыслению всех аспектов своей жизни в свете Евангелия. Это давление особенно будет ощущаться среди молодежи и тех, кто стремится донести Евангелие до неверующих. Если этот импульс перемен ударится о стену негибкости, непременно возникнет трещина. Если из-за эгоизма и сентиментальности члены церкви старшего возраста, более состоятельные и дольше посещающие эту церковь, не примут изменений, касающихся стиля утреннего воскресного поклонения, процесс обновления застопорится.
Вечное и временное
В Первой Баптисткой церкви (далее ПБЦ, г. Дарем, штат Северная Каролина) понимание необходимости этих перемен происходило в среде пасторов и других дальновидных лидеров. Они понимали, что наша церковь была привлекательной для молодых, энергичных христиан, которым нравились многие аспекты жизни ПБЦ, но никак не органная музыка и хор облаченный в длинные одежды, - а именно они на тот момент вели нас совместном поклонении. Если у нас и было будущее, то оно было за молодыми, одаренными, энергичными и целеустремленными христианами, мы же отталкивали их чем дальше, тем сильнее.
Ключевой момент наступил, когда я проповедовал о вечных и временных аспектах поклонения и евангельского служения, о котором говорится в Послании к Евреям 12:27-29. Автор Послания к Евреям пишет об окончательном упразднении временных вещей — нынешних земли и неба — и окончательном установлении непоколебимого царства Христа. Затем он пишет о том, каким должно быть наше поклонение: оно должно быть «благоугодно Богу», потому что «Бог наш есть огонь поядающий». В Писании твердо установлены вечные аспекты Божьей природы и наша роль, как искупленной церкви в том, чтобы прославлять Его. Но все Послание к Евреям сосредоточено на упразднении внешних атрибутов поклонения Ветхого Завета. Система жертвоприношений животных и храмовое священство были объявлены изжившими себя и близкими к уничтожению (Евр. 8:13). Ни одному поколению в истории церкви не приходилось принимать столь радикальные перемены в поклонении, как тому поколению христиан-евреев. Им пришлось отказаться от горячо любимых ими форм поклонения: ежегодных паломничеств в Иерусалим, жертвоприношений животных, обрезания и постов. Эти временные вещи были заменены новым способом поклонения, основанным на новом завете в Иисусе Христе.
Все последствия перехода к новому образцу поклонения станут ясными только по прошествии десятилетий, но Послание к Евреям провело различие между вечным и временным. Вечные аспекты христианской веры не должны изменяться никогда: библейская истина о Боге, человечестве, Христе, Евангелии, покаянии и вере, рае и аде и т. д. Любая церковь, которая чтобы угодить искажает эти вечные истины, не одобряющему их миру, подписала себе смертный приговор. Также церковь должна твердо блюсти вневременной образец поклонения, определенный в Новом Завете: проповедь Слова, пение псалмов, гимнов и духовных песен, публичная молитва, сбор средств на служение церкви, верное исполнение церковных установлений: крещения и Вечери Господней, общение святых.
Но при этом, существуют также временные формы поклонения, такие как жертвоприношения животных, ежегодные паломничества, григорианские песнопения, органная музыка, одеяния служителей хора, исполнение гимна «Таков, как есть» во время призыва к покаянию и т. д. Эти временные вещи могут измениться. И, более того, я утверждаю, что они должны изменяться! Если поместная церковь вцепится в определенный стиль поклонения, продиктованный одной культурой, и откажется адаптироваться и проявлять гибкость, она в конечном итоге исчезнет.
Ориентация на рассудок, а не на чувства
Для меня было важно, чтобы изменение стиля музыки в ПБЦ не было продиктовано желанием потворствовать вкусам необращенных людей. Мое беспокойство было вызвано доктринальной слабостью, которую я видел во многих церквах, стремящихся быть «ориентированными на чувства ищущих». Эти церкви изменили в церковной практике всё, что только могли, чтобы привлечь неверующих людей мира. Они основывались на 1 Коринфянам 9:22: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
К сожалению, некоторые из последователей этого движения зашли слишком далеко. Однажды я слышал, как один пастор публично извинился перед собранием на воскресном богослужении за то, что их новый руководитель музыкального служения подобрал в тот день слишком много «кровавых» гимнов. Когда лидеры церкви начинают извиняться за кровь Христа, их «ориентация на чувства других» переходит грань допустимого. Вечные истины должны оставаться непоколебимыми. Их нужно ясно провозглашать, особенно крест Иисуса Христа. Подход, ориентированный на чувства ищущих, заключается в концентрации внимания воскресного богослужения в первую очередь на неверующих посетителях церкви, а не на христианах. Это не согласуется с Писанием, где собрание церкви в День Господень является актом поклонения, наставления и общения верующих, где могут присутствовать и посторонние.
Есть и другая крайность, когда церкви заходят слишком далеко, фокусируясь исключительно на удовлетворении членов церкви, и совершенно игнорируют, что думают посторонние. В ПБЦ мы пришли к новому пониманию совместного поклонения: «ориентации на рассудок ищущих». Мы основывались на 1 Коринфянам 14:23-25, где Павел регламентирует говорение на языках в Коринфском собрании. Павел был обеспокоен тем, что, если члены церкви станут говорить на языках, которые некому истолковать, и незнающий вдруг придет и услышит, что происходит, он подумает, что эти люди беснуются. Но если они будут пророчествовать - ясно провозглашая доступное для понимания слово Господа в силе Святого Духа — и придет неверующий, он будет обличен и осужден в том, что он грешник, падет ниц и поклонится Богу, восклицая: «Истинно, с вами Бoг!» В этом суть ориентации на рассудок: служение должно «иметь смысл» для посторонних, оно должно быть понятным, чтобы Слово Божье могло обличать. Но служение по-прежнему сосредоточено на возрожденных членах: оно питает их, чтобы они служили Богу подобающе, с благоговением и трепетом.
Церкви, нуждающиеся обновлении, часто настолько сосредоточены на самих себе, что им невдомек или их не волнует то, какими их видит окружающее общество. Они полагают, что способы поклонения, которых они придерживались на протяжение десятков лет, столь же эффективны сейчас, как и много лет назад. Лидеру, который желает обновить такую церковь, нужно пройти продолжительный нелегкий путь, чтобы изменить подобное отношение. Но это необходимо сделать, чтобы церковь выжила и принесла плоды.
Краткое путешествие в прошлое и вокруг света
Некоторым убежденным сторонникам того, чтобы в музыкальном прославлении продолжать делать то же, что и всегда, нужно почаще выбираться из своей скорлупы! Им нужно совершить небольшое путешествие во времени, и вокруг света, чтобы узнать, как их братья и сестры в других местах поклонялись живому Богу. Краткий тур по двадцати столетиям христианского богослужения создаст ясное впечатление о постоянных изменениях во «временных» атрибутах совместного поклонения. Структура поклонения христиан в римских катакомбах II века сильно отличались от того, что делаем утром в воскресенье мы.
Во-первых, ранняя церковь отвергала использование музыкальных инструментов, таких как органы, тарелки и трубы, как «ребячество». После обращения Константина в христианство в 325 году по Р.Х. церковь стала богаче, и началось широкое строительство дорогостоящих церковных зданий, которое, к слову, продолжается по сей день. В ІХ веке в западную церковь вошли григорианские песнопения, ставшие Основной формой поклонения на долгие века. Реформатор XVI века Ульрих Цвингли в Цюрихе придерживался очень простого стиля поклонения, сосредоточенного исключительно на том, что было заповедано в Новом Завете, тот подход стал известен как «регулирующий принцип», согласно которому только те вещи, которые ясно предписаны Новым Заветом, должны быть разрешены в совместном поклонении церкви. И наоборот, Мартин Лютер и многие из его последователей придерживались «нормативного принципа», согласно которому христиане могут использовать в поклонении все, что не запрещено Писанием. Любовь Лютера к музыке положила начало немецкой культуре музыкального поклонения, которая привела к появлению таких христианских композиторов как, например, Иоганн Себастьян Бах
После Реформации раскрылось удивительное разнообразие того, что, по мнению братьев и сестер во Христе, прославляло Бога. Пуритане в Англии B течение XVI и XVII веков пели только псалмы без каких-либо музыкальных инструментов, но Исаак Уоттс вызвал скандал в обществе своего времени тем, что изложил эти псалмы в стихотворной форме по образцу английской поэзии. Приверженцы строгости в английской церкви того времени сочли его гимны «слишком мирскими». Многие в современном движении «ориентации на чувства ищущих» отвергли бы их по противоположной причине! В XVIII веке Джон и Чарльз Уэсли наполнили методистские богослужения множеством новых гимнов.
Сборники баптистских гимнов нашей церкви являют собой наследие эпохи пробуждений — гимны, о которых скорбят пожилые члены наших церквей, потому что молодые верующие больше не хотят их петь. Меня особенно восхищает тот факт, что наша церковь боролась против замены трубного органа на более современные инструменты, такие как электрогитары и барабаны. Ведь орган на момент своего изобретения сам по себе был технологическим чудом, а пуритане изымали органы из церквей, считая их мирскими пережитками чувственного католического поклонения.
Точно так же, краткий обзор стилей поклонения, которые используются сегодня церквами в разных концах Земли, должен значительно расширить горизонты церковных традиционалистов. Если бы они услышали пение наших братьев и сестер в Африке, Азии, Латинской Америке, Европе и Северной Америке - такое богатое и разнообразное в своих стилях и формах, они были бы повержены в эмоциональный шок. «Вечные» истины христианства воспеваются огромным количеством «временных» способов. Предписывать следование одному неприкосновенному образцу означает проявлять невежество и препятствовать преобразованию церкви, которая может погибнуть из-за своего упрямства.
Ключевой принцип и его следствие
Совершив это путешествие во времени и вокруг земного шара, хочу сформулировать основной принцип: Богу нравится больше форм поклонения, чем вам. Наряду с этим я вывел полезное следствие: вам полезно поклоняться в тех формах, которые не нравятся вам, но нравятся Богу. Отвержение первого принципа свидетельствует об определенном уровне высокомерия, который немногие готовы признать. Фраза: «Нет, мы с Богом придерживаемся абсолютно одинакового взгляда на поклонение!» звучит и гордо, и глупо. И все же, когда речь заходит о совместном поклонении, очень многие члены церкви ведут себя именно так. Следствие полезно для тех, кто способен расширить свое сердце, чтобы принять исходный принцип: если Богу нравится больше форм поклонения, чем мне, мне будет полезно расширить свой кругозор и начать принимать что-то новое. «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Фил. 2:4).
Руководителям церкви на пути к обновлению было бы полезно совершить экскурс по истории поклонения и путешествие по формам поклонения в разных странах. Предложите церкви расширить временную ограниченность своего привычного поклонения и стать более привлекательными для молодых энергичных христиан и неверующих людей в обществе. Но, конечно, при этом не поступайтесь непоколебимыми истинами Слова Божьего
Вам необходима поддержка членов церкви старшего возраста
Для здорового перехода церкви от смертельной болезни к процветанию необходимы зрелые святые, которые придерживаются этих принципов и готовы расширить свои границы привычного ради будущего. По сути, эти благочестивые братья и сестры должны «принять удар на себя». Никакой временный стиль поклонения не является существенным для Евангелия, именно поэтому он и относится к категории временного. Более современные стили христианской музыки по своей сути ничем не отличаются от старых. Но в итоге молодые христиане просто «голосуют ногами» и перестают ходить в эту церковь. Со стороны верующих более старшего возраста самоотверженно, благочестиво и достойно похвалы быть готовыми пожертвовать личными предпочтениями ради того, чтобы их церковь жила еще долго после их смерти. Пример таких верующих также помогает убедить других представителей их поколения, что изменения должны произойти, иначе церковь умрет. Эти аргументы звучат гораздо более убедительно из уст сверстников, нежели от нового молодого пастора.
Молодой руководитель церкви преуспеет на пути к обновлению, если привлечет к этому делу отдельных лидеров старшего возраста посредством терпеливого убеждения и кропотливого наставления. Ему придется призвать некоторых людей принести в жертву ради процветания церкви то, что им дорого. Цена вопроса здесь это сохранение существенного преимущества обновленной церкви перед вновь основанной, а именно объединение представителей нескольких поколений. Примириться со стилем поклонения, который вы (пока) не любите, означает отвергнуть себя ради дела Христа. К сожалению, многие более старшие члены церкви духовно незрелы и громче всех отстаивают свои права и предпочтения. Как выразился один благочестивый пожилой христианин в ПБЦ: «Их любимый гимн: "Да пребудут пути мои, Господь, да пребудут пути мои!"» (игра с названием популярного английского гимна: "Да пребудут пути Твои, о, Господь, да пребудут пути твои"). Если они не изменят своего отношения, обновление церкви разобьется о скалу их упрямства.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
1. Приходя в церковь, начинайте молиться о том, чтобы богослужение было пламенным и проникновенным. «Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:24).
2. Если в церкви есть руководитель музыкального служения, постарайтесь подружиться с ним и развить с ним хорошие рабочие отношения. Вам нужно, чтобы этот лидер разделял ваши взгляды, если это возможно.
3. Проведите самостоятельное исследование разнообразия поклонения в разные периоды истории и в разных уголках мира. Познакомьтесь с тем, как народ Божий поклонялся и поклоняется единому Господу.
4. Просите Господа помочь вам выработать собственные здравые убеждения по этому вопросу. Моему сердцу требовалась перемена так же, как и сердцам других.
5. Узнайте, какие формы поклонения эффективно используют другие здоровые церкви в вашем регионе.
6. Начните молиться за то, чтобы Бог воспитал одаренных, талантливых музыкантов, которые могли бы обогатить ваше совместное поклонение. Мастерство музыкантов большое благословение для собрания.
7. Производя перемены, будьте терпеливы. Подождите, пока библейский порядок будет установлен в других ключевых аспектах жизни церкви. Стиль поклонения - это не главный приоритет на момент начала вашего служения; но его изменение почти наверняка должно произойти, чтобы обновление церкви полностью совершилось.
8. Когда придет время, начните наставлять вашу молитвенную группу и других ключевых лидеров о необходимости проявлять гибкость в поклонении. Попросите их внести свой вклад.
9. Если молодые энергичные христиане приходят на ваше богослужение, поспешите связаться ними и получить их честные отзывы о стиле поклонения вашей церкви. При слушайтесь к ним. Не давайте обещаний, но поделитесь с ними перспективой того, что вы хотели бы видеть в церкви. Постарайтесь заручиться их терпением, доверием и поддержкой.
10. Когда придет время вносить изменения в форму поклонения, постарайтесь четко донести до церкви, что вы хотите сделать и почему. Хотя не все с этим согласятся, по крайней мере, это не станет неожиданностью.
11. Научите церковь отличать вечное от временного. Временное должно постоянно развиваться. А вечное не должно меняться никогда.
Отрывок из книги "Обновление церкви". Автор: Эндрю М. Дэвис