Во 2 Петра 2:1 говориться о лжеучителях, которые были «искуплены Христом», а в последующих стихах говорится, что они рождены на уловление и истребление.Для чего нужно было Христу покупать их, если он знал, что они таковые? Искупленные кровью Христа, разве это не говорит о том, что они были рождены свыше? Поясните мне это место, пожалуйста, если возможно с вашей стороны.
Если внимательно прочитать всю вторую главу второго послания Петра, то ясно, что здесь речь идёт о людях, которые не имеют новой, Божественной природы. Особенно хорошо это видно из того, что Пётр сравнивает их с вымытой свиньёй, которая по своей природе обязательно лезет в грязь. Там она чувствует себя нормально (ст. 22). По всей видимости, это были люди, которые присоединились к церкви, и, в какой-то степени «познали Господа» (ст. 21). Но из всего, что сказано об этих людях хорошо видно, что это не было спасительным познанием, тем, которое меняет природу через рождение свыше. Эти люди были настолько усердны в своей религиозности, что даже стали учителями в церкви. Апостол разоблачает их, называя лжеучителями (ст. 1). Но, не смотря на все внешние эффекты, эти люди так и остались не возрождёнными. Суть их жизни показывала, что они живут земными похотями, а не поклонением Христу:
2 Петра 2:12-14 «Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия».
Последние слова ясно характеризуют этих людей, как «сыны проклятия», ещё раз подчёркивая, что они не являются спасёнными людьми.
Теперь по поводу того, были ли эти люди искуплены? Если они не были возрождёнными, что вполне очевидно, то почему о них сказано, что они отвергают «искупившего их Господа» (ст.1)? Ответ на этот вопрос кроется в использовании Библейскими авторами термина «искупление». Анализируя различные тексты Писания, ясно видно, что слово «искупление» используется в нём в двух смыслах – всеобщего и ограниченного искупления.
В каком-то смысле жертва Христа имеет искупительный эффект на всё человечество. Благодаря ней Бог не предал людей на вечное умирание в ад, сразу после того, как они согрешили. Он даровал им время для земной жизни, во время которой некоторые из них будут спасены. Благодаря всеобщему эффекту искупления человечество продолжает существовать, Бог продолжает посылать дождь и солнце для «праведных и неправедных» (Мф 5:45). Восставшее против Бога человечество не имело права ни на что это. Божья справедливость и святость требовала испепеляющего действия Божьего гнева. Но, благодаря жертве Христа, Божий гнев продолжает удерживаться до того, времени, когда небо и земля будут сожжены огнём (2 Петра 3:10). Но это всеобщее искупление не является спасительным. Иначе бы все люди спаслись. В богословии эту часть искупления называют «всеобщая благодать».
Именно об этой стороне искупления и говорится во 2 Петра 2:1. Об этих людях сказано, что они имеют какое-то отношение к искуплению, но это искупление не привело к изменению их природы. Они так и остались погибшими, и более того, о них сказано, что они: «рождены на уловление и истребление» (ст. 12). Поэтому речь здесь может идти только о всеобщей благодати.
Кроме значения всеобщей благодати, слово «искупление» применяется ещё и в смысле конкретного спасительного действия, производимого Духом Святых в сердце человека. Это наиболее часто употребляемый смысл этого слова в Новом Завете. Оно указывает на спасительную трансакцию, совершённую Иисусом Христом на кресте. В результате этого действия Христос взял на себя вину человеческого греха, понёс за него наказание, и дал человеку свою абсолютную праведность. В этом смысле, искупление, безусловно, относится только к тем, кто будет рождён свыше, кто будет спасён.
О таком, двойном смысле искупления апостол Павел упоминает в 1 Тим 4:10 «…уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех людей, а особенно верных». Он говорит здесь о том, что Бог в каком-то смысле является Спасителем всех людей (и это верно, потому, что Бог не отправляет грешных людей в ад сразу, позволяя им жить на земле определённое время), но к «верным», т.е. истинно верующим, это относится в особой степени.
Автор: Алексей Коломийцев
Источник: Слово благодати