Кто имеет право молиться? Кого слышит Бог? Как могу я знать, что Бог меня слышит? Чтобы ответить на эти вопросы мы должны обратиться к верному источнику истины - Слову Божьему. Оно одно является доверенным источником. Только в Библии, найти нам точный и окончательный ответ на эти вопросы. Псалмопевец Давид говорит: "Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь. Но Бог услышал, внял гласу моления моего" (Пс.65:17-19). Вы слышали, что Давид сказал: "Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь". Слово "видел" здесь означает "смотреть с одобрением", или "с согласием".
Бог не услышит человека, который одобряет то, что Бог ненавидит. Пророк Аввакум обращаясь к Богу, говорит: "Чистым очам Твоим не свойственно глядеть" (Авв.1:13). Тоже слово, то есть смотреть с одобрением "на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь" (Авв.1:13). В подлиннике, здесь глагол "глядеть" тот де самый, который псалмопевец употребил в своем псалме "видеть". Иными словами наше отношение к греху должно быть одинаковое, как и Божье, если мы желаем, чтобы Он нас слышал. Если мы одобряем грех, Он не услышит нас, когда мы молимся. В этом объясняется причина, почему на многие молитвы Бог не отвечает - грех препятствует.
Далее слово Божие говорит: "Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва - мерзость" (Прит.28:9). Иными словами, тот, кто не слушает Бога, того и Бог не будет слушать, когда он молится. Эта истина хорошо проиллюстрирована в Книге пророка Захарии, где Господь дает причину пророку, почему Он не отвечает на молитвы народа Своего: "Они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь" (Зах.7:11-13).
Когда же Бог слышит? Пусть одна из притч Христовых ответит на этот вопрос: "два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лук.18:10-14).
Из этой притчи мы можем заключить, что самый окаянный грешник, который раскается в своем грехе, смирится перед Богом и пожелает спасения, должен так молиться. И Бог его услышит. Часто люди спрашивают: поощрять ли нам не обращенных людей молиться? А кого вы имеете в виду под "не обращенными людьми"? Если человек сожалеет о своем грехе, хочет его оставить, найти милость у Бога, и готов смириться перед Ним, и просить прощение, он этим делает первый шаг, которым человек обращается.
С этого ему и следует начать, с молитвы, "ибо всякий, - говорит слово Божие - кто призовет имя Господне, спасется" (Иоил.2:32).
Другой опять спрашивает: может ли он молиться перед тем, как у него окажется вера? Ответ на этот вопрос очень прост. Подобная молитва сама по себе является первым шагом веры. Поэтому самым естественным и необходимым, человеку желающему оставить свой грех и отдаться Христу, и быть спасенным, - это молиться.
Видя Савла, бывшего врага и гонителя церкви молящимся, с каким наслаждением Господь говорит Анании о нем: "он теперь молится" (Деян.9:11). Почему Бог радовался, видя его молящимся? Потому что это был первый явный признак его обращения "он теперь молится" (Деян.9:11). В этом, возлюбленные, все дети Божие рожденные от Бога похожи. С того момента, когда их христианство перестало быть лишь религией, а стало жизнью и истиной, они начали молиться.
Подобно тому, как первый признак жизни в ребенке, рождающего в этот мир - что он начинает дышать, так и первый признак духовной жизни у человека родившегося свыше, это то, что он начинает молиться. Дух Святой, который их возрождает и делает их новым творением, пробуждает в них сыновнее сознание, и они невольно взывают: "Авва Отче!" Почему "Авва Отче!"? Слово "Авва" в библейские времена было ласкательным обращением ребенка к своему отцу, подобно тому,как мы сегодня говорим: "папа". Возродив их Господь дарует им голос и язык, и они обращаются теперь к нему, как к своему родному отцу.
У Бога нет немых детей, их новой природе так же естественно молиться, как ребенку плакать и кричать. Они теперь сознают, что они зависимы от Бога, они нуждаются в Его милосердии, помощи, водительстве, в силе, и потому они не могут не молиться. Мы не отрицаем, что можно молиться не искренно, без сердца, и мы не утверждаем, что всякая, какая бы то не была молитва, доказывает, что человек рожден свыше.
Как во всем, так и в отношении молитвы возможны заблуждения, лицемерие. Но я хочу сказать, что тот, кто не молиться Богу во имя Иисуса Христа, того нельзя считать истинным христианином. Напрасно он будет хвалиться именем Христовым, и называться христианином, всё это пустые слова, если он не молится.
Поэтому на основании Слова Божьего мы утверждаем, что из всех признаков свидетельствующих о животворном действии Духа Святого в человеке, самый первый признак есть молитва, "ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26), а мы знаем, что "кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его" (Рим.8:9).
Если ты хочешь убедиться, христианин ты или нет, тогда ответь на этот вопрос: молишься ли ты или нет? Если нет, то начни сейчас, скажи Богу, как сказал тот мытарь: "будь милостив ко мне грешнику!".