Согласно учению Нового Завета, христианская любовь должна проявляться в двух основных направлениях: во-первых, по отношению к Богу (мы должны любить Бога всем своим естеством); во-вторых, по отношению к ближним, людям, с которыми мы сталкиваемся в жизни, такими людьми являются как верующие, так и неверующие. Если мы не будем тренировать свое сердце в любви, не будем проявлять любовь к Богу и ближним на деле, это будет иметь серьезные последствия как для каждого из нас в отдельности, так и для всей церкви в целом.
Без любви служение становится неприятным, раздражающим Бога и людей. Согласно 1-му Посланию к Коринфянам 13:1-3, красноречие, пророчество, знание истины, вера и великая жертвенность без любви — бесполезная неприятная для Бога и людей деятельность. Такую религиозную деятельность, лишенную подлинной любви, апостол Павел сравнивает с раздражающим нервы звуком ударяющихся друг о друга медных пластин, называет ничтожной и бесполезной.
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша будет совершенна. Это заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Это заповедаю вам: да любите друг друга» Иоанна 15:9-17.
В этом отрывке слово «любовь» в той или иной форме встречается 9 раз: три раза в 9-ом стихе, два раза — в 10-ом, два раза — в 12-ом, один раз — в 13-ом и один раз — в 17-ом. В связи с этим я не скажу ничего неожиданного, если заявлю, что именно слово «любовь» определяет основной смысл изучаемого сегодня отрывка.
Известный проповедник, Александр Строк, читая проповедь посвященную первым стихам 13-ой главы Первого послания к Коринфянам, использует в качестве иллюстрации наглядный пример. Он достает из-под кафедры кастрюлю и молоток и начинает стучать ими друг о друга. Поначалу слушатели смеются, но проповедник продолжает стучать. Вскоре аудитория перестает улыбаться и смеяться, неприятный шум начинает раздражать. Но проповедник продолжает стучать и стучать, и прекращает лишь тогда, когда ему кажется, что слушатели больше этого не вынесут.
Перестав стучать, он обращается к аудитории с вопросами: «Вы раздражены? Вам это не нравится? Это не доставляет вам удовольствия? Но было ли это поучительным? Хотели бы, чтобы я продолжал стучать до конца своей проповеди?» Неудивительно, что никому не хотелось, чтобы проповедник продолжал стучать до конца проповеди. (Александр Строк. Любовь – основа служения. Санкт-Петербург, издательство «Шандал», 2007, стр.14).
Если мы служим, делаем правильные дела, жертвуем, но не имеем горячей любви, наше служение для Бога и людей подобно неприятному, действующему на нервы шуму. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» 1 Коринфянам 13:1.
Без любви любое служение не угодно Богу. Согласно книги Откровения 2:1-7, у поместной церкви нет альтернативы, она должна быть либо любящей, либо вообще исчезнуть. Ефесская церковь имела множество благословений:
• Она отличалась жертвенным, посвященным служением: «Знаю дела твои и труд твой, и терпение твое» (стих 2(а)).
• Она отличалась бескомпромиссностью в борьбе с грехом: «и то, что ты не можешь сносить развратных» (стих 2(б)).
• Она отличалась духовной проницательностью, способностью отличать истинных учителей от ложных: «и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (стих 2(в)).
Около сорока лет с момента своего основания эта церковь сохраняла верность Господу, проходя сквозь гонения и различные трудности: «Ты много перенес и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (стих 3). Однако эта церковь имела серьезную проблему, которая по сравнению со всеми перечисленными достоинствами может показаться незначительной. В этой церкви недоставало любви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (стих 4). И далее, в 5-ом стихе, Господь говорит об этом ангелу-пастырю этой церкви, что, если они не покаются и не вернутся к первой любви, Он закроет церковь: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (стих 5).
Из истории мы знаем, что спустя годы Ефесская церковь прекратила свое существование, видимо, она не смогла вернуться к первой любви. Горячая любовь к Господу в этой церкви была заменена холодной формой, мертвым обрядом. Я еще раз повторю сказанное: у поместной церкви нет выбора – она должна быть либо любящей, либо исчезнуть.
Нередко самые ревностные, самые искренние, посвященные христиане сталкиваются с проблемой, непониманием следующего рода. Они изо всех сил стараются жить в соответствии с истиной, они учат истине других людей, но при этом замечают, что их служение, скорее, разрушает церковь, чем созидает ее. Им не удается построить доверительных отношений с опекаемыми. Они не могут плодотворно сотрудничать с другими служителями. Укреплению единства в церкви их служение также не способствует. Одним словом, они понимают, что что-то в служении не так, что чего-то не достает. И так как они стараются жить по истине и учить истине других, они искренне не могут понять, что в их служении не так и чего не достает. Таким отсутствующим, недостающим звеном, как правило, бывает любовь.
В одном из учебников по христианскому душепопечению рассматривается ситуация, которая нередко встречается в служении многих душепопечителей. Консультант беседует с женщиной, помогая ей решать духовные проблемы. Душепопечитель, вроде бы, говорит все правильно, но консультация заходит в тупик. Отношения душепопечителя и консультируемой женщины становятся слишком натянутыми. (Мак-Артур; Уэйн Мэк. Введение в библейское консультирование. «Библия для всех», Санкт-Петрбург, 2007, стр.195-196).
Далее в этом учебнике рассматривается причина неуспеха в данной консультации. Это недостаток сострадания, соучастия со стороны душепопечителя. Я бы назвал это недостатком любви. Недостаток любви делает самого знающего консультанта бесполезным. Именно недостаток любви делает обличения и увещевания неэффективными.
Я часто сталкивался с тем, как мужья жестко, без любви «выстреливают» в своих жен обличительными библейскими цитатами, а потом злятся оттого, что их жены совершенно не реагируют на их обличения. Беседуя с одним из таких мужей, я услышал:
- Моя жена неверующая.
- Почему вы так решили?
- Потому что я обличаю ее на основании Библии, а она не изменяется.
Спустя время, после того, как муж изменил свое отношение к жене: стал разговаривать с ней ласково и любезно, стал больше заботиться о ней, в общем, начал любить; жена стала меняться.
Причина неэффективности духовного влияния на ближних, мужей, жен, детей, когда все говорится правильно, очень часто состоит в недостатке любви. Если любовь имеет такое огромное значение, если без любви служение каждого из нас становится неприятным, раздражающим Бога и людей, если без любви любое душепопечение, пусть даже самое верное с точки зрения доктрин Писания, обречено на провал, в таком случае нам необходимо серьезно тренировать свое сердце, развивая в нем любовь к Богу и людям. Мы должны знать, как развивать любовь.
Изучаемый сегодня отрывок предоставляет нам возможность получить достаточно глубокий ответ на этот вопрос. Если говорить точнее, то несколько ответов. Первое, что необходимо для тренировки своего сердца в любви:
Подражайте Божественному образцу.
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (стих 9). Великая истина сокрыта в этих словах Господа! Оказывается, любовь Спасителя к верующим является такой же, как и любовь Бога Отца к Богу Сыну! Христос любит Своих последователей так же глубоко, как и Отец любит Сына. Согласитесь, это потрясающая истина. Теперь наша ответственность пребывать в любви Христа.
Как мы увидим далее, пребывать в Его любви — это значит проявлять послушание (стих 10) Его Слову и Его примеру. Любовь Христа к нам несовершенным, равная любви Отца к совершенному Сыну, является образцом для подражания. Несмотря на то, что великая любовь Иисуса, открытая нам, побуждает нас больше любить Бога, я хочу обратить ваше внимание на то, что в рассматриваемом отрывке речь в первую очередь идет о любви к ближним: «Это заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас... Это заповедаю вам: да любите друг друга» (стихи 12,17).
В связи с этим хотелось бы, чтобы вы задумались над таким вопросом: каким образом понимание великой любви Христа к нам побуждает больше любить ближнего? Ответ: если Христос любит меня вечной любовью, несмотря на то, что я согрешаю против Него, огорчаю Его, то уж тем более я должен любить своих ближних, которые согрешают против меня, огорчают меня, ведут себя нетактично и неуважительно.
Апостол Павел является великим примером такой любви, в своих посланиях он нередко призывает любить ближних, отражая и понимая ту великую любовь, которой возлюбил нас Христос. «И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» Ефесянам 5:2.
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной посредством слова» Ефесянам 5:25-26. Мужья должны любить жен, подражая великой любви Христа.
Я убежден, что именно понимание великой любви Христа, желание подражать этой любви побуждало Павла любить тех, кто причинял ему столько боли. Последовав за лжеучителями, члены коринфской церкви осыпали апостола оскорблениями, обвинениями и подозрениями.
Они обвиняли Павла:
- в гордости (2 Кор. 1:12-13);
- в грубости, жестокости и недостатке любви (2 Кор. 2:4);
- в том, что он не является апостолом (2 Кор. 3:1);
- в том, что он ходит «во плоти», то есть живет, руководствуясь греховными, плотскими желаниями;
- в том, что он служит из-за денег, хитростью и обманным путем пытается получать их от коринфян (2 Кор. 12:16-18).
Однако, несмотря на все это зло, апостол продолжал любить коринфян. «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» 2 Коринфянам 2:4. Подражание любви Христа, обращенной к нам, должно проявляться в любви к ближним, которые грешат против нас.
Совсем недавно я читал о пресвитере поместной церкви, которому за годы служения пришлось претерпеть множество оскорблений. «В этот длинный список вошли неоднократные избиения и сломанная челюсть, попытка его задушить, а также такие «мелочи», как плевки, проклятия, ложные обвинения и угроза судебного иска». (Александр Строк. Любовь – основа служения. «Шандал», Санкт-Петербург, 2007, стр. 39-40).
Единственное объяснение для продолжения служения этого брата — любовь к тем, кто грешит против него. Как-то раз верующие спросили своего пастыря: «Как вы могли терпеть нас все то время, когда мы так грешили против вас, причиняли вам боль дерзким непослушанием, клеветой и подозрительностью?» Его ответ был очень прост: «Я любил вас любовью Христа». Христос любит нас, несмотря на все наши несовершенства!
Тренируйте свое сердце в том, чтобы подражать любви Христа! Любите своих ближних независимо от их отношения к вам. Любите их, несмотря на все несовершенства.
Второе, что необходимо для тренировки своего сердца в любви:
Проявляйте послушание Слову.
«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша будет совершенна» (стихи 10-11). К сожалению, мне нередко приходится встречаться с теми, кто утверждает, что любят Христа всем сердцем, однако живут в непослушании Библии. Одна женщина уверяла меня в своей огромной любви к Господу: «Я люблю Иисуса, я наполнена Его любовью, я чувствую Его любовь постоянно!» Несмотря на это, она оставила церковь и сожительствовала с мужчиной.
Всем нам должно быть ясно, что любить Христа — это проявлять послушание Его Слову. Пребывание в любви Христа — это жизнь в послушании. Сам Иисус оставил нам пример пребывания в любви Отца Своим послушанием Ему. Такое послушание Богу должно стать источником нашей радости, точно так же как оно было источником радости для Иисуса. Желая поддержать унывающих в преддверии расставания с Учителем учеников, Спаситель говорит им: «Пребывать в Моей любви — значит исполнять Мое Слово, исполнение Моего Слова принесет вам радость». Живя в послушании Библии, ежедневно тренируя себя в самодисциплине, вы будете пребывать в любви, возрастать и тренировать свое сердце в ней.
Третье, что необходимо для тренировки своего сердца в любви:
Жертвуйте собой ради ближнего.
«Это заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (стихи 12-13). В одном из христианских журналов на днях я прочитал о том, как можно тренировать себя в любви. Но меня удивило то, что речь шла не о любви к Богу или к ближнему, а о любви к самому себе. В статье описывается человек, которому посоветовали два раза в день садиться перед зеркалом и по десять минут говорить, глядя на собственное отражение: «Я люблю тебя».
Но, как мы можем заключить из только что прочитанного, тренировка в любви связана не с развитием любви к самому себе, а с самоотдачей, с жертвенным служением ближнему. В 12-ом стихе Христос утверждает заповедь о любви. В 13-ом стихе поясняет, каким образом проявлять любовь.
Наивысшая форма проявления любви — пожертвовать жизнью ради ближних. Иисус Христос явил к ученикам любовь в максимальной степени, умерев за них. Несмотря на то, что сегодня Господь не требует от нас умирать физически ради ближних, тем не менее, Он требует от нас жертвовать собой ради них. Мы должны быть мертвыми для греха, для своих желаний, амбиций и эгоистичных стремлений.
Жертвовать собой ради ближних – значит:
• Служить им, делая то, что по-человечески может считаться унизительным: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира этого к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их» (Иоанна 13:1). Христос явил особую любовь к ученикам, омыв им ноги.
• Прощать тех, кто нанес глубокую обиду, несправедливо обвинил, оскорбил, унизил: «Так что вам лучше уже простить его и утешить, чтобы он не был поглощен чрезмерной печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Коринфянам 2:7-8). Павел призывает коринфян простить человека, нанесшего ему оскорбление, и таким образом проявляет к нему любовь.
• Проявлять гостеприимство: «Братолюбие [между вами] да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам» (Евреям 13:1-2). Когда мы жертвуем своим временем, имуществом, средствами, готовя пищу для гостей, мы тренируем себя в любви.
• Выражать любовь внешне. В дружелюбном общении, улыбке, радости ближнему: «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Колоссянам 3:15) .В горячем братском приветствии: «Приветствуют вас все братья. Приветствуйте друг друга святым целованием» (1 Коринфянам 16:20).
Членам коринфской церкви не хватало любви, и Павел, желая развития любви в этой церкви, призывает выражать любовь друг к другу внешне. Служите, прощайте, проявляйте гостеприимство, выражайте любовь к ближним внешне (радостно приветствуя ближних, обнимая, пожимая руку). Одним словом, проявляйте жертвенность различными способами, именно так вы будете тренировать себя в любви.
Четвертое, что необходимо для тренировки своего сердца в любви:
Наслаждайтесь близкими отношениями с Иисусом Христом.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (стихи 14-15).
Тех, кто исполняет Слово Божье, Спаситель называет Своими друзьями, особыми людьми, которым Он открывает знания, полученные от Отца. Иисус обращает внимание учеников на то, что Он называет их друзьями, а не рабами. Рабы не имеют близких личных отношений с господином, они лишь исполняют приказания, оставаясь нередко непосвященными в смысл и цель того, что делают. Друзья же находятся совсем в другом положении. Другу открывают и суть происходящего, и планы на будущее, делятся секретами. Иисус открыл ученикам самые сокровенные истины, полученные Им от Отца: о Своей искупительной смерти, о воскресении, о вознесении, о сошествии Духа Святого, о суверенном избрании (стих 16) и т.д.
В Ветхом Завете Авраам был назван другом Божьим (2 Пар. 20:7), потому что Бог открывал ему особые истины. Теперь же такой чести, иметь близкие отношения с Богом, удостаиваются истинные ученики Иисуса Христа. Верующие, осознавая свои близкие отношения с Богом, наслаждаясь этими отношениями, будут наполняться святыми чувствами любви и благодарности, что неизменно должно побуждать их к действиям, выражающим любовь по отношению к ближним. Находя наслаждение, радость, удовольствие в осознании близких отношений с Господом, вам не захочется огорчать небесного Друга непослушанием Его заповеди, призывающей любить ближнего.
Пятое, что необходимо для тренировки своего сердца в любви:
Смиряйтесь, осознавая суверенное избрание.
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (стих 16).
Чтобы ни у кого из учеников не закралась мысль, будто они достойны дружбы с Иисусом, будто они оказались с ним в близких отношениях благодаря каким-то личными заслугам, Спаситель прямо заявляет: «Я лично избрал вас, независимо от ваших действий и решений».
Первая часть стиха недвусмысленно утверждает основной принцип божественного избрания. Избрание не зависит от человека. Все виды избрания, существующие в Писании: избрание Израиля, избрание к спасению, избрание к служению – совершаются Богом, независимо от заслуг человека. Апостол Павел постоянно повторял, что избрание Божье никогда не зависит от человеческого фактора. «...так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви» Ефесянам 1:4.
Наше избрание к спасению совершено задолго до нашего рождения, чтобы ни у кого не возникало сомнения, что оно зависит от нас. Глагол, переведенный как «избрал», в греческом тексте находится в среднем залоге, что указывает на независимый выбор Бога. Согласно 1-му Посланию к Коринфянам 1:27-29, избрание Божье исключает любые заслуги человека для того, чтобы никто из спасенных не мог хвалиться перед Богом.
Глубокое осознание доктрины избрания ведет к осознанию величия любви Бога. «Господь избрал меня, потому что явил ко мне Свою особую любовь, не зависящую от моих заслуг». Размышления о суверенном Божьем избрании тренируют сердце в любви к Богу, взгревают любовь к Нему, а подлинная любовь к Богу неизбежно будет проявляться в любви к ближнему.
И последнее, шестое, что необходимо для тренировки сердца в любви:
Выполняйте свой долг.
«Это заповедаю вам: да любите друг друга» (стих 17).
В изучаемом сегодня отрывке такое повеление Христа повторяется дважды: первый раз 12-ом стихе, второй — в 17-ом. Любить ближних, особенно верующих, святых церкви — это ваш долг. У вас нет права выбора, у вас нет возможности не любить до тех пор, пока не появятся чувства, любить – это ваша обязанность. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» Римлянам 13:8.
Я хочу сказать вам кое-что важное! Оглянитесь по сторонам, посмотрите друг на друга. У каждого из вас есть долг друг перед другом — это долг любить друг друга. Вы просто обязаны постоянно возвращать друг другу долг любви.
Ежедневное выполнение своего долга независимо от чувств и настроения будет тренировать вас в любви. Тренируйте себя в любви к Богу и ближним, развивайте любовь, возрастайте в ней.
Помните, что без любви служение каждого из нас становится неэффективным, неприятным, раздражающим Бога и людей. Помните, что у каждой поместной церкви нет альтернативы: церковь либо должна быть любящей, либо должна исчезнуть.
Источник: Слово истины