Самый первый и важный вопрос, с каким необходимо встретиться каждому человеку, желающему познать Бога, есть вопрос греха. Каждый человек, хотя бы в некоторой мере, сознает себя грешником, даже если и не высказывает этого открыто. Когда он встречает нужду в молитве или же обращается к Богу в случае какого-нибудь горя или другой беды, он почти сразу же начинает сознавать свою греховность, и тогда в нем появляется чувство собственного своего недостоинства.
Да и как, в самом деле, может он, исполненный греха и в грехе живущий, надеяться, что Бог его услышит? И как ему, погибшему грешнику, иметь общение с пресвятым Богом? Эти и подобные им вопросы неизбежно встают в уме и сердце всякого ищущего Бога человека.
Сознание своей греховности отнюдь не следствие только воспитания, полученного в детстве, или результат чтения Слова Божия. Ведь, и в языческих странах люди имеют то же самое чувство, когда начинают искать Бога. Для языческих религий особенно характерно, что принадлежащие к ним люди непрестанно заняты усерднейшими попытками как-нибудь смягчить гнев своих божеств и их умилостивить. Языческие жертвенники всегда обагрены кровью жертвенных животных, а то и принесенных в жертву людей.
Все это непререкаемо свидетельствует о чисто вселенском чувстве греховности и виновности во всех народах и племенах мира. О язычниках, никогда не знавших Св. Писания и истины Божией во Христе Иисусе, Слово Божие говорит: "Они показывают, что дело Закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2:15).
И вы, дорогой друг, тоже не можете не иметь подобного же переживания, свойственного всякому грешнику, ибо закон греха всеобщ и неизменен. Как скоро кто начинает искать примирения с Богом и спасения, в нем тотчас же открывается гнетущее сознание своей греховности и того, какая глухая и непроходимая стена вины отделяет его от Бога. Совесть обличает его в грехах, и простая честность обязывает человека признать себя виновным грешником. Голос Духа Святого тоже немолчно обличает во грехе.
И то же самое делает и Слово Божие, которое говорит: "Все согрешили, и лишены славы Божией!" - "Нет праведного ни одного!" - "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу!" (Рим. 3:23; 3:10; Ис. 53:6). Свидетельство Слова Божия о крайней греховности человека и его погибельном состоянии совершенно категорично, и никак не может быть оспорено.
Все мы согрешили!..Все мы грешники!.. И среди них, дорогой друг, наряду со всеми остальными человеками, должны занять свое место и вы! Одновременно с сознанием своей греховности, человек начинает чувствовать и святость, и правосудие Божии. По всеобщему признанию, Бог является и пречистым, и пресвятым; также всеправедным и справедливым.
И, как таковой, Бог не может пройти мимо грехов и беззаконий человечества. Если бы Он это сделал, если бы Он отнесся легко к греху и нечестию, то, конечно, не был бы Богом, так как не имел бы необходимых свойств Божиих. Это всем и каждому понятно и ясно. Ведь, действительно, никакой соответствующий своему призванию судья не может не наказать за преступление. Если бы он перестал наказывать, его бы удалили.
Судья должен судить! Он не может оставить виновного без осуждения! Не может он ни простить, ни извинить виновного! Его положение судьи не позволяет этого сделать. Даже если бы он почувствовал величайшее сострадание к преступнику, и то он не смел бы его отпустить. Как бы он ему ни сочувствовал и как бы его ни жалел, он не мог бы сделать ничего другого, как только поступить по закону.
То же верно и по отношению к Судии всех - Богу и согрешившему пред Ним роду человеческому. Правосудие Божие не может пройти мимо греховной вины человека. Но, одновременно, верно и другое: Бог не только правосуден, но Он же есть и любовь, и Слово Его говорит, что "Бог так возлюбил мир!..".
Если бы в мире не нашлось ничего другого, на что вы могли бы положиться, то на это вы можете твердо рассчитывать: Бог - есть любовь, и Бог возлюбил мир! Если бы вся любовь человеческая во всем мире внезапно иссякла и полностью прекратилась, вы все же, по-прежнему, могли бы положиться на величайший факт бесконечной и беспредельной любви Божией, продолжающей призывать вас к примирению с Ним и к принятию Его спасения!
В этом нет ни малейшего сомнения, ибо Слово Божие гласит: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную!" (Ин, 3:16).
- "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками!" (Рим. 5:8).
- "Любовью вечною Я возлюбил тебя!" (Иер. 31:3).
Любовь Божия дивно выражена Христом в притче о блудном сыне. (Лк. 15). Хотя сын далеко ушел от отца и глубоко погряз в греховной жизни, отец продолжал его любить, и принял назад - раскаянного - со слезами радости и целованием прощения. Бог, несомненно, есть Бог милосердия, Бог милости. Милосердие и любовь неразделимы, и одно без другого не существует. Псалмопевец говорит: "Милость Его из рода в род!". Милость ищет возможности простить и помиловать.
Но Бог же и правосуден и всеправеден. Как правосудие требует наказания грешника, так любовь ищет помилования. Но как можно, в одно и то же время, и помиловать, и наказать?! И как разрешить великое и трудное дело спасения человека? Благодарение Богу, - Он есть не только любовь и праведность, но и бесконечная премудрость! В премудрости же Своей Бог и разрешил задачу спасения грешника, приготовив для этого совершенно особый и благословенный путь!
Ответ Божий на нужду грешника есть крест Голгофский! На этом кресте Единородный Сын Божий умер за грешников, уплатив великую цену Своей Жизни за грехи и открыв путь спасения для всех человеков, уверовавших в Его искупление. Там, на кресте, праведность Божия получила удовлетворение, ибо грех там был наказан. В любви Своей, Сын Божий понес на Себе ту кару, которую всеправедность Божия требовала за грехи человеков. "Господь возложил на Него грехи всех нас!" (Ис. 53:6). - "Христос... пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных,., чтобы привести нас к Богу!" (1 Петр. 3:18). "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо!" (1 Петр. 2:24).
Умирая на кресте, Господь возгласил: "Совершено!" ("законченно!"). Господь сказал это о совершенном Им искуплении. И чрез это открылся свободный путь для явления любви и милости Божией к погибшим грешникам!
Итак, на кресте встретились всеправедность и всеблагость Божии! Неудивительно поэтому, что, говоря о кресте Христовом, Дух Святой выразил это (чрез ап. Павла) так: "Мы проповедуем Христа распятого - Божию силу и Божию премудрость !.." (1 Кор. 1:23-24). Только Сам Бог, в премудрости Своей, и мог осуществить этот дивный и совершенный план искупления!
Вот почему крест Христа есть истинный Божий ответ на нужду грешника в спасении. Только он, Голгофский крест, или еще вернее, крестный подвиг Христов есть ответ Божией любви на безысходную нужду мою и вашу, дорогой друг! Только на кресте Голгофском вы можете найти прощение своей вины! Только там Бог принимает погибшего грешника, даруя ему милость и вечное спасение! Вот почему апостол Христов так торжествующе восклицает: "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира!.." (Гал. 6:14).
Итак, Голгофский крест есть "Божья сторона" в спасении грешников. От начала и до конца, крест был Его собственным делом, в котором мы, грешники, никаким образом не участвовали и не участвуем. Все сделал Христос Сам! Это был суверенный акт Божией милости, свободный и независимый ни от желания нашего, ни от нужды! Это акт Его свободной благодати для приготовления праведного пути спасения! Оно есть дело Самого Господа, дело Его премудрого изволения, дело Его милости и праведности!
Но следует ли из того, что Христос умер за грех мира, что все люди уже автоматически спасены? Нет ли, все-таки, еще чего-то, что должен сделать и сам грешник? И если да, то что именно? Выразим вопрос этот словами одного грешника, еще до его спасения, взятыми из Слова Божия: "Что мне делать, чтобы спастись?" (Деян. 16:30).
Вопрос этот естественно возникает в каждой пробужденной душе, независимо от того знакома ли она с содержанием Евангелия или нет. Как скоро открылась в душе человека жажда спасения и общения с Богом, возникает в ней и вопрос: "А что мне теперь делать?"
Многие, к сожалению, бывают так охвачены стремлением что-то сделать, что они не в состоянии увидеть того, что для них уже сделал Бог. И все же, вопрос этот - "что мне делать?" - вполне естествен, логичен и даже неизбежен. Итак, что же следует человеку делать, чтобы спастись и стать истинным христианином, или чадом Божиим, как его называет Слово Господне? Спасения автоматически получить никто не может. Что-то должно быть сделано и грешником самим! Но участие его в деле спасения гораздо менее значительно, чем многие думают. К тому же, оно очень просто: надо лишь уверовать, т. е. верою принять то, что уже сделано Христом.
Другими словами, надо поверить в совершенное и законченное Христом искупление и на него положиться. Спасенным грешникам Слово Божие говорит: "Благодатию вы спасены, через веру, и сие не от вас - Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился!" (Еф, 2:8-9). Когда тюремщик в Филиппах, в смятении, обратился к ап. Павлу и Силе с вопросом: "что мне делать, чтобы спастись?", - апостол просто и ясно указал ему на путь спасения: "Уверуй в Господа Иисуса Христа, и будешь спасен!" (Д. Ап. 16:30-31).
Да, дорогой друг, "человеческая сторона" в деле спасения заключается в спасающей вере, в уверовании: в вере детски простой, вполне полагающейся на Господа и на то, что Он на кресте совершил! Меньшее этого не достаточно, и ничто другое спасения тоже не дает!
Но может у неспасенного грешника возникнуть недоумение. И жизнь на каждом шагу это подтверждает, т. е. что чаще всего человек с трудом понимает, что же есть спасающая вера и в чем должно проявиться ее спасающее действие. А между тем это тоже очень просто! Чтобы можно было верить, надо, прежде всего, что-то узнать, что-то понять.
Так это и в отношении любой вообще веры, веры чисто житейского, земного характера, проявляемой каждым человеком на тысячи ладов, даже без мысли о том, что он делает что-то по вере. Но никак нельзя верить тому, о чем ничего не знаешь. Вера есть следствие того, что мы узнали.
Когда мы что-то узнаем, то оказываемся в состоянии либо поверить, либо не поверить. То же и со спасающей верой во Христа. Прежде всего, требуется знание и понимание Голгофского креста и того, что Христос на нем совершил. Когда грешник слышит весть о смерти Христа за грехи, то спасающая вера возникает в нем не прежде, чем он понял и внутренне осмыслил эту истину. Всякая душа, услышавшая благую весть (это и есть значение греческого слова "Евангелие") о Христе и о том, что спасение уже совершено, имеет в себе, в зародыше, некое "семя" веры.
Когда истина эта ясно усвоена, основание для уверования положено. - Не забуду того вечера, когда Господь в моем собственном сердце открыл спасающую веру. Один верующий долго объяснял мне значение смерти Христа. Но все его усилия оставались напрасными, и я продолжал не видеть ничего другого, кроме только своей греховности и вины пред Богом.
Верующий этот молился о мне; попытался помолиться и я, но вернулся я домой в прежней духовной тьме и в очень несчастном состоянии. Когда же, дома, я снова стал молиться, то совсем внезапно мне открылась истина Господня, и я сердцем понял, что Христос умер за меня. И только тогда я и уверовал и понял Божий план спасения. Только тогда началась во мне живая вера во Христа.
- Итак, знание и понимание, что сделал на Голгофе Христос, есть первое звено, ведущее к спасающей вере! Неотделима от нее внутренняя решимость грешника раскаяться в грехах и принять жертву Христа.
Никак иначе поступить, в этом случае, человек не может! Ему надо либо принять, либо отвергнуть истину, которую он узнал! Есть, например тысячи людей, выросших в семьях детей Божьих, которые с детства знают истину, но так и не доверились ей и не приняли Христа. Сердечное решение принять Христа, как личного своего Спасителя, непременно сопровождается раскаянием в грехах и оставлением их, ибо всякий человек, хотя бы только поверхностно понявший истину Божию, хорошо знает, что следование за Христом несовместимо со служением греху.
Кто этого не видит, не понимает, конечно, и спасающей веры! Вопрос покаяния и оставления греховной жизни удерживает многих! Но решение должно быть принято! Грешник должен определенно решить, принять или не принять Христа! Весьма трагично, что многие, хорошо знающие, что есть спасение и в чем заключается принятие Христа, все же решаются отвергнуть Его благодать и продолжают жить в грехах! Полученное этими людьми знание не есть спасающая вера, ибо последней всегда сопутствует и соответствующее действие.
Итак, нужно не одно только "головное" просвещение человека, а и определенное решение веры, определенный шаг веры! Каков же будет ваш выбор, дорогой друг, поскольку вам теперь так ясно показана истина о Голгофской жертве Христа? - Покажем ее еще на одном-двух простых примерах.
Представьте себе, что вы больны и находитесь при смерти. Близкие ваши узнают о враче, который в состоянии вас вылечить. Врач приглашен, болезнь установлена и чудодейственное его средство вам прописано. Но спасет ли вас то, что средство куплено и находится уже около вашей постели? Нет! его надо еще и принять! И если вы его не примете, - умрете; а если примете, - живы будете! То же самое верно и в вопросе спасения! Чтобы его получить, надо его верою принять!
Еще пример. Вам предстоит лететь на самолете. Билет куплен. Вы смотрите на самолет, на дорожку, с которой он поднимется, и говорите друзьям, что верите и самолету, и его экипажу. Но если на самолет вы не подниметесь, то и не полетите, несмотря ни на билет, ни на веру о которой вы сказали провожающим.
Совершенно то же верно в отношении спасения: Христос - безопасный "Корабль спасения"! Но приняли ли вы Его и проявили ли то "действие веры", которое соответствует полученному вами "головному знанию" о плане спасения? - Итак, что вы сделаете с Господом Иисусом Христом? Какое отношение вы займете к Его искупительной смерти и к призыву принять спасение?
- Блажен человек, принявший спасительное решение! Оно, ведь, важнейшее из всех решений в жизни человека, ибо от него зависит его вечная участь, Если правильное решение принято и если Господу вы доверились, спасение ваше навеки запечатлено!
И еще одна простая, но важная мысль - вера есть действенное и живое упование на обетования Слова Божия! "Тем, которые приняли Христа, верующим во имя Его, (Бог) дал власть быть детьми Божиими!" (Ин. 1:12).
- "Уверуй в Господа Иисуса Христа, и будешь спасен!" (Деян. 16:31).
- "Приходящего ко Мне (говорит Христос) не изгоню вон!" (Ин. 6:37).
- "Придите ко Мне все, труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас!" (Мф. 11:28).
- "Чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную!" (Ин. 3:16). - Лишь положившись на обещания Божии, можем мы иметь твердую и непоколебимую надежду!
Его Слово верно и непреложно, а потому и упование на него дает спасение неизменное и вечное! Можно не понимать всей глубины значения креста и всех, нередко сложных, богословских объяснений тайны искупления, но для вашего личного спасения достаточно знать то, что Христос уплатил Собою за ваши грехи и что ваше упование должно быть возложено Только на это! Это и есть спасающая вера!