Писание говорит нам: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мтф. 7:13-14). Если рассуждать от противного, становится понятно, что противоположность узкого пути - это путь широкий, который ведет в погибель. Широким путем идут грешники, безбожники и отступники. А узкий путь - это не что-то особенное или дополнительное к обычному хождению христианина, а, собственно, само настоящее хождение христианина пред Богом.
Вот суть узкого пути: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мтф. 22:37-38). Посвящение себя Христу, полная отдача себя Богу в служение, бескомпромиссность перед грехом и опасностями, вера не для галочки и не для вида, а по совести, от всего сердца - это и есть узкий путь.
Собственно, христианство и есть этот самый узкий путь. Путь этот узок потому, что обычно люди стремятся идти по жизни путем широким, дозволяя себе разные грехи, жалея свою плоть, желающую жить мирской не духовной жизнью. Идущему узким путем все это чуждо и не нужно.
Уверенность в спасении
Христианин обязательно имеет уверенность в своем спасении. Уверенность эта идет от перемены внутреннего человека, когда его касается Дух Святой, сообщающий нам, что мы теперь - дети Божьи. В своем спасении мы можем быть уверены на основании дела, совершенного Христом на Голгофе, и эту жертву мы принимаем верою. Святой Дух свидетельствует духу нашему о нашем спасении, и это свидетельство мы чувствуем и осознаём.
Мы видим в Священном Писании чудесные и ободряющие Божьи обещания хранить нас и быть с нами, поэтому мы уверены, что пока мы веруем во Христа и держимся Его, мы спасены, и ничто извне не может нас отлучить от любви Божьей. Когда мы имеем такую веру, мы сами стремимся жить в единении с Богом, исполнившись Духом Святым, угождать Богу, жить согласно нашей новой святой природе, которую мы получили во Христе. Жизнь в единении с Богом, служение Ему чистой совестью и будет путем узким, а не широким.
Христианину обязательно нужно иметь уверенность в спасении, если на то, конечно, есть у нас основания, есть вера и чистая совесть. Можно иметь уверенность в спасении как в начале нашего хождения в вере, так и в его середине, и в конце. Апостол Павел писал о себе: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил" (2 Тим. 4:7). Он писал это перед своей смертью, когда знал, что основное свое служение он уже на земле совершил. Если мы так же будем служить Богу, то сможем сказать то же самое. Однако уверенность в спасении - это не только понимание в конце жизни, когда христианин по своим делам может "прикинуть", куда он пойдет после смерти, а это повседневная вера во Христа, доверие Ему, посвящение себя Ему, следование за Ним, даже если у нас многое не получается по ходу жизни.
Важно общее наше направление и стремление, а не постоянное "безгрешное" состояние, которого достичь очень сложно, если вообще возможно. Цель нашего земного пребывания на земле как членов Церкви, во-первых, - проповедь Евангелия тем, кто его еще его не слышал, и, во-вторых, - наше собственное освящение, очищение и обучение. И на этом пути нас ждут и поражения, и уныния, и даже падения. Но когда мы взираем на Христа верою, доверяемся Ему как дети, то всё преодолеваем на этом свете, в том числе и наши грехи.
Правильное учение и знание Писания
Истинное учение и духовная жизнь - это "два рельса", по которым мы следуем в Царствие Божие. Их никогда не нужно противопоставлять, они едины, взаимодополняющи и немыслимы один без другого. "Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге" (1Ин.4:15), и "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1Ин. 2:6).
Если иметь одну веру и любовь без знания учения и Писания, мы заблудимся в собственных чувствах и видениях, мистике и голосах бесов, мы не найдем Христа. Тысячи и миллионы язычников и атеистов не имеют знания Писания, не имеют точного и истинного учения, поэтому заблуждаются и не видят света, не находят спасения. Учение, заключенное в Евангелии, должно быть людьми услышано и понято. Апостол Иоанн пишет: "Дети Божии и дети дьявола узнаются так: всякий не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" (1Ин.3:10). И в этом же послании он пишет: "Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога" (1 Инн. 4:15).
Писание надо не только понимать, не только умственно понимать истину, но жить этой истиной, практиковать ее. Иначе вера без дел будет мертва. Только "на словах" исповедовать истину - это путь фарисеев, путь в погибель. В то же время без ориентировки и сверки нашего хождения с Писанием, без какого-то умственного контроля и анализа с нашей стороны, вряд ли возможно наше спасение, а возможностей уклониться в различные ереси и заблуждения - масса.
Христос дает нести каждому из нас свой крест, пока мы на земле. Это испытания, которые нам предстоит перенести на земле, скорби и даже гонения. Но, пребывая во Христе, нести крест легко, легко внутренне, в душе, где мир и покой с Богом. "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11:29-30). Считать себя христианином и быть христианином - большая разница. Спасены будут только те, кто рожден свыше и кто "сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца" (Евр. 3:14). А неправильные религиозные убеждения могут привести нас в погибель. "Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека" (Еккл. 12:13).
Жить заповедями можно, только когда нас наполняет Дух Святой, когда это становится потребностью нашего нового духовного человека. Поэтому так важно, прежде чем пытаться жить по заповедям, родиться свыше, получить возрождение и прощение грехов, стать дитем Божьим не по названию, а на самом деле. И тогда многое Бог Сам откроет нам, о чем мы Его попросим.