Атеисты часто выступают против существования Бога из-за проблемы зла. Их аргумент обычно звучит так: если Бог есть Бог любящий, Он предотвратил бы само появление зла во вселенной; если же Бог всемогущ, Он искоренил бы зло; если же зло существует, то Бога нет. Но я могу рассудить противоположным образом: если Бог есть Бог любящий, Он допускает злу войти в мир; если Бог всемогущ, Он может позволить зло, не будучи виновен в нем Сам, и более того, может извлечь из зла величайшее благо, и поэтому Бог есть и мы имеем все основания хвалить Его!
Уточнение вопроса
Есть две ошибки, которых следует избегать, говоря о проблеме зла. Первой ошибкой было бы верить, что Бог есть источник зла. Будет страшным заблуждением винить Бога за зло как таковое и считать, что Он производит зло по Своей собственной природе.
Второй ошибкой будет верить, что зло возникло помимо суверенного Божия плана, и считать, что оно вошло во вселенную, потому что Бог был беспомощен предотвратить его, и потому зло смогло свергнуть цели Бога. Как представляется, Писание учит, что именно человечество виновно в зле и является его источником, и тем не менее появление зла было предустановленно Богом как часть Его плана с самого начала. Бог мог по Своей воле предотвратить появление зла во вселенной, но Он решил не препятствовать ему по Своим мудрым и святым причинам. Давайте углубимся в этот вопрос несколько дальше.
Бог не является автором зла, ибо Он создал вселенную хорошей. В первоначальном состоянии вселенной в ней не было ничего дурного или греховного. Зло впервые вошло в Божие творение в результате неповиновения ангелов, которые восстали на Бога. Затем оно распространилось на мир и человеческую расу как результат общечеловеческого греха в Адаме. Бог не есть источник зла и греха, они – результат непослушания Его творений.
По этим причинам Бог не может быть обвинен в существовании зла – вся ответственность за присутствие греха и зла в человеческой природе падает на человечество, а вся ответственность за наличие зла в духовной сфере - на ангелов, которые восстали. Но для того, чтобы иметь полную картину, мы не можем остановиться здесь и заключить, что Бог был бессилен предотвратить зло.
Поскольку Бог является суверенным и Он «совершает все по изволению воли Своей» (Еф.1.11), ни одна из Его целей не может быть сорвана (Иов 42.2). Поэтому мы должны заключить, что зло не возникло помимо цели и плана Бога. Конечная цель возникновения зла не такова, что Бог планировал, что Его творения могут срывать Его планы. Этих двух истин мы должны придерживаться совместно, даже если мы не можем полностью понять, как одна из них вписывается в другую: человек ответственен, и все же Бог является абсолютно суверенным и управляет всеми вещами.
Последнее из того, что сразу необходимо понять – это то, что зло не вечно. Оно было сокрушено на Кресте и будет брошено в ад на последнем суде. Тогда Бог создаст новое небо и новую землю, где праведность и чистота будут обитать вечно.
Любящий Бог допускает зло
Сейчас мы уже в состоянии задать вопрос: почему Бог допустил зло во вселенной? Как это согласуется с Его любовью?
Не претендуя на знание тайн, я предлагаю ответ: Бог позволил зло, потому что временное присутствие зла во вселенной приведет к наивысшей славе Его имени. И так как слава Божия есть высшее преимущество Его народа, Его люди любят Бога, чтобы искать Его славы в наибольшей степени во всем, что Он делает. Поэтому любящие Бога принимают временное присутствие зла во вселенной.
Давайте рассмотрим все это более подробно. Тех, кого Бог избрал по Своей милости, Он любит в максимально возможной степени (Иоан.13.1). Таким образом, Бог стремится полностью раскрыть величие Его славы на них. Слава Божия есть блеск, величие и бесконечная ценность Его совершенного характера. Как же зло вписывается в план Бога прославить Себя? Отчасти ответ, кажется, таков: многие из атрибутов Бога могут более четко и ярко быть явлены нам, если зло и грех присутствуют во вселенной.
Милосердие явлено и подчеркнуто
Например, милость и благость Божия явлены тогда, когда кто-то попадает в бедственное положение. Но Бог не мог бы проявить милосердие, если бы грех и зло не существовали во вселенной, ибо тогда ни у кого не было бы бедственного положения, чтобы нуждаться в милосердии. Кроме того, о величии милосердия Божия свидетельствует тот факт, что те, кого Он избирает по Своей спасительной милости, спасутся при самых ужасных и страшных ситуациях, какие только возможны, даже находясь под всемогущим гневом Божиим.
Доктор богословия Дэниел Фуллер задает такой вопрос: «Как милость Божия могла бы проявиться полностью, если бы она не распространялась на людей, находящихся под Его гневом и способных лишь просить о помиловании?» (1). Милость Бога лишь увеличивается, избавляя нас из-под Его гнева. Кроме того, «было бы невозможно для нас разделить восторг пред милостью Божией, если бы мы не видели ясно ужас гнева Всемогущего, из-под которого избавляет Его милость» (2).
Таким образом, у Бога есть не только сосуды милосердия, но и сосуды гнева, так что сосуды милосердия могут в полной мере увидеть и понять весь ужас гнева Божия, из-под которого они были спасены. Во всей вечности милость Божия пребывает на фоне Его гнева, тем самым полностью являя и возвышая свое величие. Благодаря этому избранные благодати могут вполне испытать восторг от Его милости и прославить Его за то, что Он сделал для них.
Божья справедливость, гнев, власть и святость
Таким образом, мы видим, что в справедливом наказании грешников Божья милость полностью уделена тем, кого Он избрал спасти. Наказание же грешников, которого не могло бы быть, если бы Бог не позволил явиться злу, также является для Бога поводом прославить Свою справедливость, явить Свой гнев и силу, и чистоту Его святости, которая не терпит греха. Это также раскрывает богатство славы Божией в сосудах милосердия: «Что, если Бог, чтобы явить Свой гнев и могущество, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе?» (Рим.9.22-23). «Все соделал Господь для Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия» (Притч.16.4).
Божий гнев и святость связаны между собой. Праведный Божий гнев есть утверждение Его святости против греха. Если бы мы не могли видеть, что Бог настолько свят, что Он ненавидит грех и, таким образом, реагирует на него с гневом, мы не знали бы вполне всю чистоту и ревность святости Бога. Ибо только в контрасте с грехом и, следовательно, с реакцией на грех в виде гнева, являющего Его праведность, наиболее ярко явлена чистота святости Бога. Если бы не было греха, на который Бог мог изливать вечно Свой гнев, Он не мог бы утверждать весь спектр Своей святости, ибо не явил бы то, что в Своей святости Он ненавидит и презирает всякое нечестие.
Ад ясно являет бесконечную ценность славы Божьей
Почему Божий суд над грехом и вечное наказание за него в аду являет бесконечное значение Его совершенств? Бесконечное наказание в аду за нападение на вечность Божией славы раскрывает бесконечную ценность той славы, которая подверглась нападению. Таким образом ад есть в конечном счете вечное проявление бесконечной ценности славы Божьей. Хотя это не значит, что Богу угодны страдания грешника сами по себе, это Его благоволение в том смысле, что это оправдание Его праведности и проявление Его могущества. «Не хочу смерти грешника» (Иез.33.11) вполне согласуется с Втор.28.63: «И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя и истребляя вас».
Почему любящий и праведный Бог возвышает Свою славу
Мы видим, что решение Божие допустить грех имело место для того, чтобы вполне явить величие Его совершенства в такой мере, которая не могла быть явлена иначе, и отсюда мы можем более ясно взглянуть на следующий вопрос: почему Бог стремится как можно полнее явить диапазон Своего характера? Это так потому, что Он возвышает его ценность. Если бы Бог не являл в полной мере, например, Свою милость, то Он не возвысил бы вполне Свой характер, ибо нечто в нем осталось бы не выраженным. И если Бог не возвысит Свой характер в максимально возможной степени, Он не будет действовать в совершенной праведности. Почему это так? Именно потому, что Бог есть бесконечно ценное, самое ценное бытие над вселенной. Таким образом, Он должен наслаждаться тем, что Он ценит Себя выше всего остального. Это значит, что если бы Бог не стремился явить прежде всего Свою честь и совершенство, Он не придавал бы никакого значения тому, что Он бесконечно ценен. Он поставил бы над Собой что-то иное, считая таковое более ценным, чем Он Сам, и тогда Он не был бы праведен.
В полном явлении Своей славы (что, как мы видели, требует допущения греха) Бог является также самым любящим. Почему?
Во-первых, если бы Он этого не сделал, мы не познали бы Его в полной мере, как и «мы сами познаны Им» (1 Кор.13). Проще говоря, мы не знали бы Бога, если бы Он не явил, Кто Он есть, в максимально возможной степени. И ясно, что именно любящий Бог возвестит нам о Себе так много, как может.
Во-вторых, истинно любящий Бог ищет хвалы Себе в максимально возможной степени. В нашей жизни есть образцы, и мы склонны хвалить то, чем восхищаемся, ибо наслаждение переливается в похвалу. Представляется также, что наше наслаждение чем-то будет неполным, если мы не захотим хвалить это и разделить эту хвалу. Так мы восхищаемся прекрасным фильмом или спектаклем вместе с друзьями. Именно хвала необходима для полного наслаждения. Если бы Бог не искал Себе хвалы от нас, то мы не могли бы наслаждаться Им в полной мере, и Его слава была бы неполна, не перерастая в хвалу.
Стремление Бога иметь хвалу от нас в полной мере являет Его характер. Если Бог хочет, чтобы мы в полной мере наслаждались Им, Он будет искать хвалы Себе через нас, чтобы наше наслаждение Им переполняло нас радостью, изливающейся в хвале. Джон Пайпер так суммирует эту истину: «Бог более всего прославлен в нас, когда мы более всего удовлетворены Им». Так что Бог прославлен и в нашем наслаждении Его хвалой. И если Он ищет Свой славы и нашей радости и хвалы, то это одно и то же стремление, ибо наша радость воздает хвалу Его имени.
Суверенная свобода Бога
Чтобы мы по-настоящему ценили великую милость Божию и дар вечной жизни, для Него важно подчеркнуть Свою безусловную свободу, с которой Он милостиво дарует жизнь. Его безусловная свобода являет абсолютно ясно, что Он не обязан никому оказывать милость. Если бы каждый был спасен Им, Он не мог бы явить Своей безусловной свободы в творении милости, ибо нам казалось бы, что у нас есть право на спасение. Если вы думаете, что имеете право на что-то, вам будет трудно видеть это в качестве свободного, незаслуженного подарка. И вам будет трудно быть по-настоящему благодарными за это.
Свобода Божией милости устраняет наше чувство права на нее и, следовательно, укрепляет нашу благодарность. Исх.33 возвещает суверенную свободу Бога в творении милости. В этой главе Моисей просит Бога явить Свою славу. Бог говорит, что Он явит Свою славу, и кого захочет помиловать, помилует. Это выражение в иврите подчеркивает абсолютную свободу Того, Кто это делает (3).
Таким образом, Бог говорит, что один из аспектов Его славы – это абсолютная свобода являть милость, не сдерживаемая никакой иной причиной за пределами Его собственной воли. Он помилует, кого захочет. И Он говорит, что Он явится Моисею и возвеличит Свое имя. Для евреев имя Бога являет саму суть Его Личности. Когда Бог провозгласил Свое Имя, Он сказал, что Он изобилует милостью и милосердием. Это милосердие - один аспект характера Бога, явленного в Его славе.
Но Он также обращает наше внимание на Исх.33.19, где говорится, что Бог абсолютно свободен в Своем даровании этой милости. Таким образом, Божия слава и сущность явлены в абсолютной свободе дарования Его милости, не ограниченной ничем, кроме Его воли. Только Он определяет, кого помиловать и, следовательно, Его милость безусловна.
Если бы Бог даровал милость всем, это не явило бы, что Его милость абсолютно свободна. Но свобода Божьей милости исключает наши права и вызывает нашу благодарность, заставляя нас ценить Небо как истинный дар благодати. И наконец, как мы уже говорили, чтобы было явлено Его милосердие, должны быть люди, в нем нуждающиеся – то есть попавшие в бедственное положение из-за греха.
Заключение
Таким образом, мы видим, как Божия любовь и доброта допустили зло во вселенную, ибо в свое время это приведет к действительно лучшему из всех возможных миров, где все атрибуты Бога будут явлены в наивысшей степени, Бог будет абсолютно прославлен и это будет цениться всю вечность.
Возможно, некоторые по-прежнему будут обеспокоены тем, что даже зло в дальней перспективе принесет славу Богу. Может быть тревожным думать, что самые страшные вещи были разрешены Богом для Его славы. Но взгляните на другой вариант – что зло в конечном счете существует и действует для того, чтобы победить славу Божию! Разве не зло действительно взяло бы верх, если бы Бог был не в состоянии обратить его к большей и лучшей славе для Своего народа?