Христиане больших городов часто сталкиваются с верующими, желающими перейти из одной церкви в другую. Чаще всего в мегаполисе имеется несколько евангельских церквей, которые отличаются друг от друга философией служения, стилем поклонения и внутренним устройством церкви, тем самым привлекая одних и отталкивая других. Переход в другую церковь не всегда является неверным шагом или решением, и нам нужно внимательно смотреть на причины и истинные мотивы такого человека.
Как пастор, я часто задаю вопрос: «Почему вы решили перейти в другую церковь?» Все услышанные мною ответы можно разделить на две категории: объективные и субъективные.
Объективные причины для перехода в другую церковь
Переезд. Людям часто приходится менять место жительства, переезжать в другие районы или даже города. Конечно же, в данном случае рассматривается вариант перехода в другую общину, потому что церковь должна быть «поместной», т. е. находиться в той местности, в которой ты проживаешь.
Основание новой церкви. Я бы сказал, что лучшая причина для перехода из одной церкви в другую - когда христиане желают присоединиться к команде по основанию новой церкви. По сути, это переход для служения по приглашению тех, которые идут на основание новой церкви, и с благословения церкви, из которой хочет перейти брат или сестра.
Женитьба/замужество. Речь идет о браке между людьми, которые являются членами разных поместных церквей. Ведь если после женитьбы они по-прежнему останутся в разных церквях, то это будет нездоровая семья. Им необходимо определиться, в какой церкви они будут находиться. На мой взгляд, здесь нет строгого правила, должна ли жена перейти в церковь мужа или муж перейти в церковь жены. Этот вопрос решают молодожены, исходя из своих предпочтений и убеждений, выбирая ту церковь, в которой они, как семья, будут лучше духовно расти.
Ересь. Важной причиной для смены церкви может послужить появление ереси. Под ересью я подразумеваю отвержение или искажение фундаментальных доктрин христианства, таких как богодухновенность Библии, непорочное зачатие, божественность Христа, Троица и т. д. Не стоит путать ересь с заблуждением! Например, разные взгляды на вопрос потери спасения не являются ересью. Поэтому, прежде чем делать вывод, что в вашей церкви проповедуется ересь, постарайтесь разобраться в этом вопросе и проконсультироваться у богословов.
Проблемы с руководством церкви. Здесь стоит кратко коснуться четырех ситуаций: (1) диотрефство, (2) клановость, (3) женское руководство и (4) отсутствие пасторства.
(1) Диотрефство
Священное Писание показывает отрицательный пример единоличного руководства церковью, которое часто приводит к диктаторству и авторитаризму. Таким примером является Диотреф в Третьем послании Иоанна. Он назван «любящим первенствовать» (3 Ин. 9), а его делами являются злые слова и изгнание добрых братьев из церкви (3 Ин. 10). Гай, которому написал старец Иоанн, не имел возможности сменить церковь, но современные христиане такую возможность имеют.
(2) Клановость
Другая проблема в руководстве, с которой часто сталкиваются именно русские баптисты – клановость. Большая семья пресвитера – это благословение. Верующие дети – это еще большее благословение, как пишет Иоанн: «для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 4). Дети пресвитера, посвятившие себя служению Богу – большая радость. Однако, в действительности, мы встречаем ситуации, когда на пасторское служение выбирают не на основании Божьего призвания (ср. Еф. 4:11) и по качествам, обозначенным в Священном Писании (ср. 1 Тим. 3:1-13, Тит. 1:6-9), а по принадлежности к определенному клану или по родственным связям. Здравомыслящие члены общины, видящие такую ситуацию, будут рассматривать варианты сменить церковь.
(3) Женское руководство
Библейское учение о лидерстве показывает, что в семье, обществе и церкви лидерами должны быть мужчины. К сожалению, сегодня многие евангельские церкви начинают отступать от этого принципа, уступая лидерские позиции сестрам, а некоторые избирают сестер в руководство церкви. Также достаточно много примеров, в которых жена пастора открыто влияет на руководство церковью. Такое отступление от Писания говорит об отсутствии в церкви библейского руководства.
(4) Отсутствие пасторства
Некоторые пасторы настолько сильно заняты разными проектами, реализацией программ, поездками по конференциям и даже миссией, что у них не остается времени для элементарного пасторства – духовной заботы о пастве. А ведь это основная задача пастыря! Пастор, который не занимается пасторством, в Библии назван наемником, который при виде опасности убежит (Ин. 10:12-13). Но, меняя церковь по причине проблем с руководством, необходимо действовать в соответствии с Писанием. Если вы являетесь христианином и видите согрешающего пастора, ваша задача заключается в том, чтобы обличить его, как учит Павел в Первом послании Тимофею (ср. 1 Тим. 5:19), а не просто покинуть эту церковь и перейти в другую. Разделение в церкви. К сожалению, иногда в евангельских церквях происходят конфликты среди руководства, которые приводят к разделениям. Мне несколько раз приходилось общаться с людьми, которые не поддерживают ни ту, ни другую сторону конфликта. Они не готовы примкнуть ни к одним, ни к другим по той причине, что не знают всей картины происходящего в руководстве. В таком случае, иногда полезнее просто перейти в другую церковь.
Стагнация или умирание церкви. Об этой причине я пишу максимально аккуратно, понимая, что человек может сделать неправильные выводы, решив, что его церковь умирает. Но, к сожалению, в нашей стране (а также и в нашем братстве) достаточно много церквей, которые либо совсем не развиваются, либо стагнируют. Много церквей, в которых годами не решаются проблемы греха, потому что пастор не хочет ссориться с влиятельными людьми; много церквей, похожих на Фиатирскую (Откр. 2:18-29) или Лаодикийскую (Откр. 3:14-22). Также много церквей, в которых отсутствует какая-либо общинная жизнь, и церкви скорее похожи на православные приходы, проводящие литургию по воскресеньям, чем на библейские общины, в которых верующие знают, общаются и заботятся друг о друге. Подобная нездоровая ситуация в церкви не способствует к духовному росту и ведет к смерти церкви.
Если христианин оказался в такой церкви, ему нужно сделать все со своей стороны, чтобы ситуация изменилась. Однако, если он никак не может повлиять на ситуацию (после долгой и усердной молитвы, неоднократного общения с руководством и активного служения в общине), стоит поменять церковь и найти ту, которая будет способствовать духовному росту.
Член церкви не может взять на себя роль пастора, чтобы изменить ситуацию в церкви, его ответственность за свой духовный рост и служение духовными дарами. Также член церкви несет ответственность и за свою семью: какие проповеди слушает жена и какой пример видят дети? Потому ответственность мужа и отца – привести свою семью в здоровую церковь.
Субъективные причины для перехода в другую церковь
Плохой пастор. Часто причиной перехода в другую церковь становится банальное «мне не нравится пастор». Это субъективно, потому что то же самое может произойти и в новой церкви. Чем ближе вы узнаёте пастора, тем больше его недостатков узнаете. В свое время я разочаровался во всех пасторах, которые у меня были (я был членом трех церквей, которые мне приходилось менять, кстати, по объективным причинам). Но красота поместной церкви в том, что Господь объединяет в одну общину непохожих людей, чтобы мы помогали друг другу становиться похожими на Христа и научились безусловно принимать друг друга, как и Христос принял нас.
Не нравится музыка. К сожалению, музыка и разные стили поклонения стали причиной многих споров и разделений в церквях. Одни хотят более живого пения, другие – более спокойного; одним нужна группа прославления, другим – хор; одни готовы петь под фонограмму, другие – только под живую музыку; одни выступают только за гимны из сборника «Песнь возрождения», другие – за современные переводные песни и т.п. Но что бы мы ни говорили, чаще всего это вопрос наших вкусов, который становится камнем преткновения для незрелых христиан. И это не является объективной причиной, чтобы менять церковь.
Нет молодежи. Мне довелось быть членом одной церкви, в которой самыми молодыми членами общины были я и моя жена. На тот момент нам было по 25 лет. Возраст остальных членов церкви был 40+. Я помню, как мы с женой некоторое время размышляли, стоит ли нам становиться членами этой церкви. Через некоторое время у нас появились друзья, возраст которых был 50+. Мы ходили друг к другу в гости, общались, и даже когда в этой церкви появилась молодежь, самыми близкими нашими друзьями оставались те, которым было больше 50 лет.
Церковь – это семья, в которой становятся близкими люди с разными интересами и вкусами, люди разного возраста и пола (ср. Еф. 2:14-16). Поэтому, если в вашей церкви нет молодежи, это еще не значит, что нужно покинуть ее. Возможно, Господь желает, во-первых, сблизить вас с людьми старшего возраста, и, во-вторых, через вас привести молодежь в эту церковь.
Меня не любят / обиды. Обычно эту причину называют последней после того, как пастор задаст множество уточняющих вопросов. Но есть одна проблема: пока вы зациклены на себе, вы не найдете церкви, где бы вас любили так, как вам этого хочется, потому что вы себя любите намного сильнее, чем вас любят другие. Перейдя в другую церковь, вы столкнетесь с той же самой проблемой: никто вас не будет так сильно любить, как любите себя вы!
Итак, мы посмотрели на причины, которые могут оказаться объективными и субъективными. Поэтому, если вдруг вы решили перейти из одной церкви в другую, остановитесь на какое-то время и честно ответьте себе на вопрос: почему я хочу сделать это? Будьте откровенны и открыты с Богом в молитве и просите, чтобы Он указал на ваши истинные мотивы в этом переходе.
Автор: Марк Жук
Источник: Служение Экклезия