Лживость – проблема, в какой-то степени присущая всем нам. Мы унаследовали ее от наших прародителей вместе с первородным грехом. И в каждом из нас она проявляется в той или иной форме, в разных сферах жизни. Апостол писал: «Бог верен, а всякий человек
лжив…» (Рим 3:4). Вопрос в том, признаем ли мы что лживость – это великое зло, не менее страшное, чем другие грехи, а так же боремся ли мы с ней или нет?
Подобное происходит и в церкви. Я слышал о пасторах, которые, оправдывая свою лживость, ради каких-то «более важных целей» определяли свою философию в виде дополнительной заповеди блаженства: «Блаженны гибкие, ибо они не сломаются». Такой подход при кажущемся сиюминутном успехе, в действительности подрывает само основание церкви, разрушая ее изунтри.
Таким же образом, лживость в корне разрушает духовную жизнь, лишая ее, ее основы. Истина перестает быть объективной и авторитетной. Вместо того чтобы подчинять свою жизнь истине, люди подчиняют истину своим желаниям и целям, подгоняя ее, как им удобно. Это, в свою очередь подрывает авторитетность всего, что говорят такие люди, включая их проповеди и наставления, которые они дают другим. Подобное положение, особенно пагубно влияет на семью и церковь. Дети, соприкасаясь с лживостью родителей день за днем, привыкают к тому, что главное не в истине, а в положении которое ты занимаешь. Причиной их повиновения (если оно вообще есть) является сила родителей, но не власть истины, носителями которой они должны быть. Это не только разваливает структуру семьи, но и лишает возможности воспитать в детях базовую ценность – принципиальность, признание абсолютной роли истины вообще, и Священного Писания в частности.
Главная опасность в том, что лживость делает ложь нормой, на основании которой действительно живет человек. Своим отношением к фактам, к реальности, люди, допускающие лживость, показывают, что истину можно изменить, если это нужно для достижения желаемой цели. Принятие этой позиции в качестве базовой посылки, разрушает всю структуру жизни. Сохраняя ее внешнюю форму, такой подход лишает ее внутренней сущности. Представьте себе, если инженер, работая над проектом здания, изменяет правила математики, чтобы достичь желаемого им результата. Всем понятно, что при таком подходе произойдет полная катастрофа, делающая невозможным любой проект.
Эта, на первый взгляд, небольшая проблема, наносит огромный урон церкви и душам. Там где не борются с лживостью, она постепенно пропитывает собой христианское общество, семью, церковь, братство. Становясь нормой, лживость разрушает ключевые основы личности и церкви, подрывая, таким образом, самую сущность их жизни.
К сожалению, такая практика достаточно прочно прижилась среди христиан. Люди, цитируя других, вырывают слова из контекста, неточно понимают, о чем шла речь, говорят не все факты, расставляют акценты не там, где они действительно стояли. При этом, формально, все кажется правдой, но общий эффект – лживый.
Оказывается, несколько месяцев назад, говоря в церкви о новой должности пастора по душепопечению, мы указывали, что по оценке служителей, среди 850 членов нашей церкви, примерно сто человек нуждаются в особой пасторской заботе, по причине тех или иных сложностей, слабостей и особых нужд. О церковной дисциплине для этих людей, никто не говорил, и даже не намекал. Речь шла о необходимости обеспечения пасторского попечения, а не о наказании. К сожалению, кто-то, говоря о нашей церкви, просто хотел бросить на нее тень, и для этого, использовав правильную цифру, вложил в нее несколько иной смысл. В результате, получился лживый эффект. Уходя с того собрания, люди понесли с собой ложное понимание ситуации, сформировав, на основании него ложное отношение к ней.
В этом сущность лживости. Она манипулирует фактами, для того чтобы произвести эффект, желаемый для говорящего, но о котором эти факты совсем не говорят. Не так давно нам позвонила женщина с вопросом, правда ли что в нашей церкви сто человек готовы на отлучение. Будучи пастором церкви, я точно знаю количество людей, находящихся в процессе церковной дисциплины, т.е. на замечании, которое предшествует отлучению. На данный момент таковых меньше пяти человек. К моему удивлению я узнал, что эти “факты” были взяты женщиной из проповеди, которую звучала в их церкви в прошлое воскресенье. Так я обнаружил, что эта лживая информация, совершенно не соответствующая действительности, была озвучена публично, большому количеству людей, да еще и во время проповеди в церкви. Это заставило меня хорошо подумать, откуда же мог этот проповедник взять такие «факты»?
Среди людей лживость появилась сразу после грехопадения. Когда Бог обратился к Адаму, прятавшемуся в глубине райского леса, Он задал согрешившему человеку прямой вопрос: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?»(Быт 3:11). Отвечая, Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне, и я ел». Заметьте, что в этом «гениальном» ответе Адама содержаться только истинные факты. Действительно Ева предложила Адаму плод, действительно Бог дал Адаму Еву. Все это было правдой. Адама, кажется, невозможно уличить в неправде. Вместе с тем, очевидно, что Адам, говоря факты, выстраивает их так, чтобы произвести лживый эффект. Говоря о том, что сделала Ева, и что сделал Бог, он пытается минимизировать свою собственную ответственность за то, что сделал он.
Одним из таких грехов является лживость. Лживость это не совсем обман. Это тонкое состояние человеческой сущности, которое позволяет человеку, говорить одно, думать другое, и пытаться убедить собеседников в третьем, считая при этом себя и свою цель порядочной и благородной. Если обман среди большинства христиан считается грехом, которого они стараются избегать, то разные формы лживости часто даже выдаются за достоинство, за умение жить.
С одной стороны, такое разделение грехов, казалось бы, имеет под собой почву – земные последствия одних, безусловно, больше и серьезнее других. Убить человека, конечно серьезнее, чем обмануть его, за это и в тюрьму посадят и зло от него очевидное, много людей страдают. Но это только с одной стороны. Несерьезное отношение к определенной категории грехов является одним из мощнейших дьявольских инструментов поражения христиан, при помощи которого враг человеческих душ лишает их радости, свободы и эффективной жизни. Кроме того, вечные последствия всех грехов одинаковы, какими бы они не были.
По какой-то причине среди многих христиан бытует совершенно не Библейское понятие разделения грехов на большие и маленькие. Большие это – убийство, блуд, грабеж какой-нибудь, а маленькие это все остальное. К большим отношение более серьезное, а к маленьким – так себе, их все делают, и с ними трудно справиться. Так вот и живет народ Божий в море «маленьких» грехов, которое правда больше похоже на болото, засасывающее в себя толпы христиан, все глубже и глубже. В этом, полузатопленном состоянии им, бедным, приходится и петь, и проповедовать, и собрания проводить, одним словом – продолжать служить Господу, несмотря ни на что.
Алексей Коломийцев
Источник: Slovo Blog