Проповедь является одним из основополагающих служений церкви. Если христианская церковь хочет поддержать активное свидетельствование о Боге, а верующие в Христа - духовно возрастать, становиться зрелыми и эффективными христианами, то наиважнейшей задачей пасторов, учителей и других руководителей церкви становится научение. И в первую очередь научение церкви через изучение Писания, обращение внимания на "чистое словесное молоко" посредством проповедей, основанных на Библии и помогающих лучшему познанию Бога.
Почему мы проповедуем? Основание христианской проповеди
Проповедуй Слово! Это простое повеление показывает, что проповедь — вопрос послушания. С этого и должно начинаться любое богословие проповеди.
Проповедь появилась не в результате того, что церковь испробовала разные методы коммуникации. Проповедь используют в церкви не потому, что ее считают хорошей идеей или эффективным методом. Проповедь занимает свое место в христианском поклонении не благодаря тому, что она оказалась полезной по сравнению с другими средствами коммуникации или аспектами поклонения. Но мы проповедуем, потому что нам дано повеление проповедовать.
Проповедь — это поручение, предписание. Павел четко выразил задачу каждого служителя Евангелия: «Проповедуй Слово… вовремя и не вовремя» (2 Тим. 4:2). Богословие проповеди начинается со смиренного признания, что проповедь — не человеческое изобретение, а благодатное Божье творение и центральная часть Его открытой воли для церкви. Более того, проповедь имеет сугубо христианское происхождение и практику. В других религиях бывает наставление, или даже публичное выступление и призывы к молитве. Однако проповедь — единственная в своем роде, это функция церкви, установленная Иисусом Христом.
Джон А. Бродес писал: «Проповедь характерна для христианства. Ни в какой другой религии регулярные и частые собрания людей с той целью, чтобы слушать религиозное наставление и увещание, не стали неотъемлемой частью поклонения». Важность проповеди вытекает из Писания и прослеживается в дальнейшей истории церкви. Церковь не могла хранить свою веру, если теряла верность проповеди. Говоря словами П. Т. Форсайта: «Расцвет или упадок христианства напрямую связан с проповедью, потому что проповедь — это возвещение Евангелия».
Церковь не можетне проповедовать, иначе она перестанет быть собой и отречется от своего предназначения. Проповедь — это сообщение, но не просто сообщение. Это человеческая речь, но и намного больше, чем речь. Как отметил ИэнПитт-Уотсон, проповедь — это даже не «такое речевое сообщение, в котором есть что-нибудь о Боге». Ее основание, ее цель и ее слава — все это восходит к суверенной Божьей воле.
В проповеди сочетается разъяснение текста, свидетельство, увещание и учение. Тем не менее, проповедь невозможно свести к чему-то одному из перечисленного, ни даже к общей сумме ее составных частей.