Музыкальное служение в церкви играет важную роль и является существенным элементом поклонения Богу и прославления Бога. Христианское песнопение – это не только важная часть церковных богослужений, но и жизненная потребность последователей Христа. Оно ободряет, подкрепляет дух, вселяет в сердце радость и надежду, утверждает Божии истины, назидает и устремляет к горнему. На протяжении всей истории христианства музыка играла важную роль в поклонении и прославлении Бога, оказывала содействие в духовном возрастании верующих.Слово Божие говорит о том, что верующие люди использовали этот прекрасный Божественный дар музыки, псалмов, гимнов и песен в самых различных жизненных ситуациях.
Мартин Лютер писал: «Я не нахожу удовольствия в человеке, который презирает музыку. Музыка – это не человеческое изобретение; это – дар Бога. Я ставлю ее в один ряд с богословием».
Д. Муди отмечает: «Пение почти также может влагать в разум людей Слово Божье, как и проповедь. С того момента, как Господь призвал меня, мое понимание важности выражения хвалы Богу в песне постоянно возрастало».
И. Златоуст, сравнивая мирское и духовное пения, говорит: «Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра, но небесные напевы приводят душу в стройную упорядочность».
Наконец, Климент Александрийский пишет о том, что христианская душа «изливает себя в славословиях, хвалениях, благословениях, в восторженных песнопениях и поэтому ни на мгновение не разлучается со своим Богом».
Важным вопросом для любой поместной церкви, вокруг которого идут бурные дискуссии, является вопрос о том, каким должно быть музыкальное служение в церкви, чтобы оно было угодно Богу при поклонении и прославлении. Нашу точку зрения я хочу выразить в следующих основных тезисах:
- Существует угодная (духовная) и неугодная Богу (мирская) музыка, нейтральной музыки не бывает. Не всякие музыкальные произведения имеют Божественный источник вдохновения.
- Новозаветная Церковь не должна механически копировать формы поклонения Израиля, т.к. Церкви открыты более высокие духовные истины во Христе.
- Духовная музыка и духовные песни христиан имеют свои библейские критерии, а именно:
а) источником духовных песнопений является Господь, они рождаются под водительством Святого Духа и исполнены Святым Духом;
б) отражают опыт и переживания духовных людей – детей Божиих, имеющих тесное общение со Христом. И авторы, и исполнители должны быть духовными личностями, а манера исполнения смиренной, кроткой и целомудренной;
в) служат для прославления Бога, а не человека;
г) основаны на Слове Божьем, не противоречат духу Писания, имеют непреходящие ценности, выдерживают проверку временем и наполнены здравого смысла;
д) главенствующая роль принадлежит текстам и словам, которые отражают библейские истины и являются основным элементом назидания, ободрения и прославления, в то время как мелодия и ритм служат вспомогательными элементами, чтобы донести смысл текста и усилить его высказывания;
е) характеризуются благоговением и трепетом, имеют Божественную, а не плотскую радость, несут простоту и сердечность, естественны и гармоничны;
ж) оказывают положительное влияние на слушающих, направляя их к святости и оставлению греха, способствуя единству церкви, поощряя к благодарности Богу, содействуя духовному росту слушателей и выработке угодных Богу черт характера.
- Истинное поклонение Богу и прославление Бога в христианских церквах должно осуществляться только с помощью духовной музыки, не смешивая ее с мирской.
- Любая мирская музыка, наряду с харизматической, является каналом проникновения в поместную церковь духа греховного мира, способствует принятию духов-обольстителей.
- Истинное покаяние и жизнь в Боге требует следования узким путем, оставления греховного прошлого и изменения системы ценностей во всем, включая вопросы музыки.
- Необходимо поставить надежный заслон для мирской и харизматической музыки в христианских церквах, развивая и укрепляя чистое поклонение в духе и истине.
Духовная и мирская музыка
Духовная музыка – это такой вид исполнительского искусства, который связан с прославлением Бога и поклонением Ему в духе и истине. Подлинная духовная музыка всегда вдохновляется Богом, создается духовной личностью или иной в моменты духовного озарения и исполняется духовной личностью или коллективом. Она гармонична, побуждает душу человека приближаться к Богу, возвышает над грехом и способствует очищению, примиряет с самим собой и ближними, облегчает скорби, согревает сердце небесной любовью, влагает в него благие намерения, располагает нашу волю к добру, умиротворяет в Господе, т.е. выполняет воспитательную роль. Ее основная цель – славить Бога.
Необходимо понимать, что духовное творчество не должно терять свой Богоцентричный характер, т.к. является неотъемлемой частью богослужения и жизни церкви, оно выражает нашу благодарность, славословие и благоговение, отражает нашу духовную жизнь и основы вероучения.
Духовная музыка, в особенности духовное пение, по содержанию песнопений, по мотивам и воздействию на людей стоит гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского вида исполнительства. Это связано с тем, что способность к пению – отличительное свойство природы разумных существ – людей и ангелов, когда пение совместно с речью служит для них средством к выражению богопочитания и поклонения.
В понимании духовной музыки существует два основных заблуждения:
- всякая музыка является Божьим даром, поэтому всякая музыка славит Господа;
- искренность и духовный текст свидетельствуют о духовности музыки.
Одним из основных методов преподнесения мирской музыки при либеральном поклонении в церквах является попытка красоваться перед людьми, любоваться собой и пением больше, чем созерцанием Божьей красоты и благоговением перед Его святостью.
Недостаточно в вопросах музыкального поклонения и прославления одной искренности. Бога всегда нужно славить искренним сердцем, но только этого мало, нужно еще выполнять требования истинности, т.к. поклонение должно быть в «духе и истине» - Ин. 4:24.
О подлинной духовности музыки можно также судить на основании того, с какой точностью она передает природу Божьего творения, Его откровения, выраженные в Священном Писании, творчестве духовных авторов. Один христианский поэт так говорит о духовном искусстве:
«Плохое искусство – это неточное искусство. Искусство, передающее неправду, когда художник фальшиво передает сущность Бога, добра и зла, той силы, с которой он верит или не верит во что бы то ни было; если художник фальшиво передает все это, то этот художник лжет. Под хорошим искусством я подразумеваю искусство, несущее истинное свидетельство, искусство, обладающее максимальной точностью».
Сегодня особенно не может не беспокоить проникновение мирского исполнительства и мировоззрения в сферу музыкального служения евангельских церквей, потому что в большинстве случаев такая музыка - не что иное, как умышленное искажение принятых закономерностей, служащих для выражения Божественной и вечной красоты. Тем самым наносится вред морально-психической природе души и исполнителей и слушателей.
При возникновении различных мнений по поводу музыкального служения в церкви полезно, на мой взгляд, задавать себе несколько вопросов: что извлекают люди для своих душ из нашего музицирования, возрастают ли они духовно при таком виде исполнительства, что было бы с церковью, если бы все стали петь, играть и слушать то же, что и я, какова основная цель моих действий и служит ли она прославлению Господа? Необходимо помнить, что молитвенный дом не концертный зал, кафе или клуб по интересам, а дом Божий, куда люди приходят для поклонения Богу в духе и истине и, выходя откуда, должны нести свидетельство о Христе не в искаженном, придуманном виде, а как дети Царя всех Царей, Святого, Вечного, Праведного Небесного Отца.
Критерии и принципы оценки
Итак, в церквах должна звучать только духовная музыка, выбор которой необходимо осуществлять по принципу несхожести с мирской музыкой. Она также не должна ассоциироваться с поведением людей в греховном мире. Богу не безразличны наши пристрастия и вкусы, потому что мы – Его представители на этой земле.
Библия дает нам общие принципы оценки всего того, что может происходить в поместной церкви сегодня, в том числе и в музыкальном служении:
- «Испытывайте духов, от Бога ли они»- 1Ин. 4:1
Не все, что появляется в церкви с видом Божественного и духовного является таковым. Необходимо трезво и бдительно проверять на прочность все то, что выдает себя за духовное.
- «По плодам их узнаете их»- Мф. 7:16
Какой плод приносит выбор песен, как они воздействуют на верующих? Какое духовное влияние они оказывают на тех, кто их поет и слушает?
- «Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду»- Иак.3:12
Если разрушительное влияние исходит из определенного источника, я должен сделать вывод, что вся вода этого источника отравлена и мне следует его сторониться.
- «Не может… дерево худое приносить плоды добрые»- Мф. 7:18.
Даже если я сегодня еще не вижу испорченность мирской или харизматической песни, мне следует сторониться и отвергать ее, если я вижу поврежденный источник ее происхождения.